Автор Дмитрий Геер
НАТО активно наращивает состав сил быстрого реагирования. Вместо 13 тысяч совсем скоро их число достигнет 30 тысяч человек. Причина, по словам генсека альянса Йенса Столтенберга – в резко изменившейся ситуации с безопасностью в Европе.
Генсек НАТО уверен, что настало время адаптироваться к новым рискам и угрозам. Понятно, что источник угрозы альянс при помощи Вашингтона определил уже давно – это Россия. В Москве подобную практику оценивают весьма негативно, как и желание НАТО расшириться за счет принятия под свое крыло государств Восточной Европы, включая бывшие республики СССР. Америка уже не в первый раз пытается руками НАТО решать спорные вопросы, которые возникают у Вашингтона в отношениях с Москвой, подтверждает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков:
"США используют механизмы НАТО как удобный политический инструмент, препятствуют тому, чтобы было равное партнерство между Россией и НАТО. Рассматривая натоцентричную систему как краеугольный камень европейской безопасности – это все будет в ущерб России и другим странам, которые членами НАТО не являются".Многие европейские политологи не устают повторять, что все годы после окончания "холодной войны" звучал вопрос: а зачем теперь миру НАТО?
"На сегодняшний день мы довольно спокойно должны относиться к заявлениям руководителей НАТО о том, что мы для них являемся противником. Пусть так считают.
И именно различия между этими странами все чаще проявляются в отношениях России с государствами альянса.
"Что касается перспектив, мне бы хотелось надеяться, что европейцы уже понимают, что без России выстроить реальную архитектуру европейской безопасности невозможно. Поэтому мнение России следует учитывать. Каких-то новых механизмов здесь изобретать не стоит: Совет Россия-НАТО на бумаге, по крайней мере, формально таким механизмом является. Его надо развивать и работать в этом направлении. Здесь все зависит от того, как будут развиваться события вокруг Украины.
Первым сигналом такого самого незначительного потепления стала встреча глав МИД стран альянса, которая прошла в середине мая. А своеобразным предшественником потепления стал тот факт, что за день до этого заседания в Сочи прошли переговоры российского президента Владимира Путина и главы внешнеполитического ведомства РФ Сергея Лаврова с госсекретарем США Джоном Керри.