Автор Дмитрий Геер
Совет Россия-НАТО, учрежденный в 2002 году, был призван развивать партнерскую работу по самым разным направлениям. Одним из важных аспектов стали коллективные обязательства и ответственность всех участников за безопасность.
Тринадцать лет назад в основе работы Совета Россия-НАТО лежал взаимный интерес, а сотрудничество охватывало самые разные направления: борьба с терроризмом, антикризисное регулирование, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия. Отдельно прописывалась работа, направленная на укрепление противоракетной обороны. Уделялось внимание и гражданским чрезвычайным ситуациям. Тогда же было решено, что при необходимости программа совместного сотрудничества может быть расширена. Сегодня, оценивая вклад Совета Россия-НАТО, следует признать, что это был важный шаг в развитии сотрудничества, отмечает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков:
"Совет Россия-НАТО – это было поступательное развитие отношений между Россией и НАТО. Была эйфория с той и с другой стороны, когда лидеры стран Североатлантического договора приняли решение, что они альянс сохраняют после окончания "холодной" войны… США убедили всех своих союзников, что НАТО в условиях "пост-холодной" войны необходимо. Были приняты различные программы развития, трансформация блока, превращение его в больше политический союз".
В 2004 году на уровне министров иностранных дел был утвержден План действий Совета Россия-НАТО по борьбе с терроризмом. Тогда же началась активная работа военно-морской контртеррористической операции НАТО "Активные усилия". Следующий год стал временем запуска пилотного проекта Совета по подготовке и обучению представителей Афганистана навыкам борьбы с наркотиками. Летом 2005 года началась работа над повышением совместимости войск России и стран НАТО. Говорит Сергей Ермаков:
"С приходом президента Путина был новый дух партнерства. Россия и НАТО создали площадку, где не просто какие-то технические вопросы решали, но думали над какими-то стратегическими моментами в будущем, вырабатывали новые концепции построения европейской архитектуры безопасности. К сожалению, это все осталось на бумаге. Несмотря на то, что партнерство было, были миссии и в Москве, и в Брюсселе. Сам механизм не был четко отлажен. Не было понимания, какие цели мы преследуем и на каких основах строим безопасность Европы".
И все-таки диалог в рамках Совета Россия-НАТО помогал достаточно эффективно решать многие злободневные вопросы. Многие эксперты отмечают, что именно эти успехи и вынудили Вашингтон вмешаться. Поводом стало решение России защитить Южную Осетию от грузинской агрессии. Страны НАТО приняли решение прервать работу Совета, точнее большинство пошло на поводу у всего лишь одного члена альянса. Вся проделанная работа была сведена на нет, а руководители альянса начали активно работать над созданием малопривлекательного образа России, резюмирует член Совета ПИР-Центра Дмитрий Поликанов:
"Теперь у НАТО появился новый старый враг в лице России. И руководители альянса не стесняются об этом открыто заявлять в своих выступлениях. НАТО обрело второе дыхание, потому что теперь уже вопрос не в расширении взаимодействия – в противостоянии России, в сдерживании, как они говорят, российской агрессии… Для НАТО, как для института, это удобно, потому что придает смысл существованию организации. НАТО после "холодной" войны пыталось найти свое место в новой архитектуре глобальной безопасности, пыталось несколько раз делать миссии за пределами альянса, но с ролью глобального полицейского не очень получилось справиться".
В итоге НАТО на сегодняшний день играет всего лишь только на одном поле: продвигает и защищает интересы Вашингтона, фактически делает более или менее легитимными в глазах мирового сообщества политические шаги США. Понятно, что такая роль не к лицу серьезному военному альянсу. Но предложить свою политику, которая как-то отличалась бы от точки зрения США, европейские члены блока пока еще не готовы.