Автор Ася Гром
Современный мир богат микрогосударствами – маленькими, суверенными, самопровозглашенными. Они заявляют о суверенитете, и более крупные соседи не вмешиваются в их дела. Но при этом сами микрогосударства не являются официально признанными в качестве независимых государств.
Причин, по которым подобные государства возникают – несколько: шутки ради, как форма искусства, протест против существующих норм, в качестве политического или юридического эксперимента, или просто, чтобы можно было более или менее спокойно заниматься чем-то криминальным. Процесс их активного возникновения можно наблюдать уже полвека, отмечает доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Кира Сазонова:
"Таких самопровозглашенных государств за последние 50 лет – было больше 1000 подобных инициатив. Все они заканчивались печально, потому что большие крупные государства, от которых откалываются эти крошки, они, как правило, выступали резко "против". И такие государства не в состоянии обеспечить собственный суверенитет, собственные органы власти. Большое количество желающих приобщиться к гражданству подобных структур".
Стоит учитывать, что создавая подобное государство, его отцы-основатели хотят просто получить собственный уголок, куда они могут спрятаться от давящего мира и стремительного темпа жизни. А с этой точки зрения первые микрогосударства появились достаточно давно, считает политолог Михаил Светов:
"Общей фразой стали слова, что мир стал глобален, что все у нас доступно. И вместе с тем, есть некое ощущение, такое русское слово, что ты все время "на юру", на виду у всех. И люди хотят замкнуться в какой-то другой, мелкой сфере, где с одной стороны им есть с кем общаться, а с другой – она не продуваема ветрами глобализации. Такого рода микрогосударства возникали постоянно. Можно вспомнить пиратов, которые захватывали какой-нибудь остров и устраивали там свою "тортугу", древнегреческие города были микрогосударствами. В новые времена регулярно возникали эти истории: богатый человек покупал остров и там чуть ли не выпускал свои паспорта, марки печатал, за которые платят большие деньги, и свои дензнаки. Этот процесс продолжается – желание замкнуться в свою общину".
Самым известным среди современных микрогосударств остается Силенд, который находится примерно в 10 км от побережья Великобритании, и изначально был морским фортом времен Второй мировой войны. Его основатель замышлял это государство как пиратскую радиостанцию. Но со временем проект претерпел изменения, продолжает Кира Сазонова:
"Если посмотреть на ветеранов виртуального движения, а одним из первых в новейшей истории было государство Силенд, основанное в 1967 году, о нем очень много писали и говорили. Его основал британец Пэдди Рой Бейтс.
Но особой популярностью у современной молодежи пользуется Христиания – свободный город в Копенгагене. В этом особом городском квартале проживает около тысячи человек, есть кафе и рестораны. Жители Христиании обозначили свою цель – "создать самоуправляемое общество, в котором каждый индивид ответственен за благополучие всей общины". Однако приезжие чувствуют себя там не совсем благополучно, вспоминает свой визит в Христианию Михаил Светов:
"Сначала мне было немножко страшно. Я пришел, никого нет. Вдруг навстречу выходит человек, одетый непритязательно и в сильном подпитии и везет тележку, нагруженную бутылками. Дальше он повез в магазин сдавать посуду. Я пошел туда внутрь. Так было, или мне показалось, был запах марихуаны везде. Дома были раскрашены граффити. Народ спокойно смотрел на то, что я там гуляю, глазею. А потом на Христианию началось наступление, власти пытались их выжить. Их беспокоила Христиания как рассадник наркотиков".
Особое внимание привлекло к себе еще одно государство, которое находится на территории Европы. В конце сентября стало известно, что десять тысяч сирийцев и две тысячи ливийцев подали прошение о предоставлении гражданства самопровозглашенного государства Либерленд.
Правда, это государство вряд ли сможет кому-то помочь, предупреждает Кира Сазонова:
"Изначально проект утопический, на мой взгляд, именно потому, что он находится фактически в самом сердце Европы. Соответственно, большинство стран данного географического образования все равно находятся в неких общеевропейских структурах – ЕС, например. Так просто отколоть какой-то кусочек от государства и объявить независимость – это утопия с точки зрения возможности обеспечения собственного суверенитета.
Вышеназванными образованиями список микрогосударств, существующих в мире, не ограничивается. На севере Италии есть княжество Себорга, на Балканах – Бермания, учителя одной из датских школ создали Королевство Эллеоре. Ну а появление будущих подобных государств будет зависеть только от фантазии и энтузиазма любителей как-нибудь и от кого-нибудь отделиться.