Автор Ася Гром
Тема Нагорного Карабаха притягивает к себе внимание постоянно. Ожидается, что Минская группа ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта проведет переговоры в самое ближайшее время. Также возможна встреча лидеров Армении и Азербайджана. Как заявил генсек ОБСЕ Ламберто Заньер, рост насилия в регионе и на границе Армении и Азербайджана требует работы с политическим руководством.
Конфликт вокруг Нагорного Карабаха начался в 1988 году, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В результате военных действий с 1991по 1994 год Азербайджан потерял контроль не только над Карабахом, но и над семью прилегающими районами. Нагорный Карабах провозгласил независимость 2 сентября 1991 года. А уже в следующем году начались и ведутся до сих пор переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения же защищает интересы непризнанной республики, поскольку Нагорно-Карабахская республика не является стороной переговоров. Конфликт, в центре которого находится Нагорный Карабах, уходит корнями глубоко в историю и решить его скоро вряд ли удастся, считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов:
"Конфликт в Нагорном Карабахе – это следствие советской политики. Война в Нагорном Карабахе стоит в ряду таких же конфликтов, которые вспыхнули на постсоветском пространстве из-за того, что когда-то в СССР границы между республиками были проложены произвольно. И когда Советский Союз распался, это вызвало серию столкновений. Нагорный Карабах – это один из самых долгих конфликтов, очень кровавых. Сейчас его статус не закончился. Это тлеющий конфликт: постоянно происходят перестрелки, стычки, потери с обеих сторон – как с армянской, так и с азербайджанской. Поэтому этот конфликт относится к тому роду конфликтов, которые на долгие времена. К сожалению, приходится это признать. Стороны этого конфликта не находят точек соприкосновения для того, чтобы подписать мирное соглашение и прекратить боевые действия. У каждой стороны есть свои претензии".
При этом говорить, что непризнанная республика сможет в ближайшее время поменять свой статус, пока рано. Сейчас главная работа, в которой участвуют стороны – это регулярные переговоры и консультации, подчеркивает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. Однако, зачастую, этот процесс осложняет "любовь" определенных кругов к двойным стандартам:
"А что касается перспектив, то, на мой взгляд, переговоры и консультации нужно вести всегда и везде. Вопрос об этих перспективах, конечно, не однозначен хотя бы потому, что ситуация вокруг Карабаха очень тесно связана отношениями между армянским и азербайджанским населением. И эти отношения очень сильно испорчены событиями конца 80-х – начала 90-х годов. Поэтому говорить о какой-то интеграции Карабаха в Азербайджан – очень сложно, хотя бы потому, что никто не представляет себе, каким образом эта интеграция может быть проведена. А если она не может быть проведена, то зачем тогда и создавать весь этот антураж, если мы имеем замечательные фразы европейских лидеров и чиновников по поводу того, что Косово не может войти в состав Сербии, потому что между Косово и Сербией пролилась кровь. Собственно, между Карабахом и Азербайджаном кровь пролилась. Поэтому дискуссии на эту тему нужны и обязательны, но как это может происходить на практике – непонятно".
Однако в случае с Нагорным Карабахом не надо забывать и о том, что у этой республики есть сильный друг и помощник. И в этой связи между НКР, Южной Осетией, Абхазией и Приднестровьем есть очень много общего, констатирует петербургский политолог Юрий Светов:
"Опыт существования непризнанных государств – они все небольшие: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье – общие черты у всех них, что они живут десятилетиями. Нагорный Карабах уже четверть века существует. Можно вспомнить, что Советский Союз США не признавали 16 лет – с 1917 по 1933. А потом все-таки признали. У них общее стремление выжить за счет внутренних ресурсов. И вторая общность – они все-таки очень рассчитывают на помощь России, а Нагорный Карабах – на большую поддержку Армении. Они противостоят всему миру и этим вызывают симпатию у определенных людей. Думаю, что они никуда не денутся, они так и будут существовать".
Ряд экспертов признают, что в случае НКР нельзя не замечать, что республика сумела добиться значительных успехов и сделать так, чтобы как можно больше приблизиться к требованиям, которым должно отвечать современное государство: есть сильный аппарат, серьезная армия. Однако главной задачей все равно остается обеспечение безопасности. Ну и, конечно, консультации и переговоры.