Автор Ася Гром
В 1960 году в момент создания Республики Кипр греческой и турецкой общинам были предоставлены равные возможности управлять новым государством. Они получили места в правительстве и гражданских институтах власти. Однако в 1963 году правительство Кипра распалось, а в результате конфликта между греками и турками-киприотами последние лишились правительственных постов, а те, кто проживал в сельских районах, были блокированы. 11 лет в стране происходили многочисленные конфликты между двумя общинами.
Ситуация изменилась в 1974 году, когда на острове при поддержке греческой военной хунты произошел военный переворот. Контроль перешел к Никосу Сампсону. Он представлял организацию, которая выступала за присоединение Кипра к Греции. Ответной мерой стал ввод турецких войск. А в результате силовой акции остров разделился на Север, который контролируют турки-киприоты, и подконтрольный грекам-киприотам Юг. По условиям мирного соглашения предполагалось создание федеративной республики, и в 1975 было провозглашено Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра – формально как часть федерации. Эта идея не нашла поддержки ни у Республики Кипр, ни у международного сообщества. В итоге в 1983 году после восьми лет переговоров с Республикой Кипр Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра объявило о своей независимости. Но ООН отклонила Декларацию независимости. За прошедшее время стало очевидно, что ситуация на острове вряд ли изменится, и мир готов держать ее в замороженном состоянии до лучших времен, считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер:
"На мой взгляд, вопрос о Северном Кипре на сегодняшний момент в целом решен и он решен в том плане, что международное сообщество фактически отказалось от дальнейших попыток реинтеграции острова. Обе стороны будут поддерживать статус-кво, и эта проблема не является сколько-нибудь актуальной или, возможно, даже опасной. И северная и международно-признанная часть острова будут находиться между собой в состоянии глубокой "заморозки", и я думаю, что конфликт в ближайшее время разморожен никак не будет".
Более того, Северный Кипр стал своего рода примером того, как можно добиться мирного сосуществования, подчеркивает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов:
"Существует масса механизмов для того, чтобы урегулировать или замораживать подобные конфликты. В основе локальных конфликтов современности – противоречия межэтнические, межрелигиозные, межнациональные. Очень редко бывают идеологические – их почти нет. Механизмы урегулирования существуют. Ведь главное – чтобы остановилась стрельба. Если брать Кипр, то там произошло разделение после столкновения, но стороны уже много лет не воюют".
Но говорить о том, что два народа существуют без малейших конфликтов, все-таки не стоит. Несколько лет назад между Кипром и Турцией возник серьезный спор: Республика Кипр собиралась разрабатывать месторождения углеводородов в своей исключительной экономической зоне. Турция была "против" и даже угрожала военными действиями. О конфликтах более далекого прошлого напомнило решение ЕСПЧ, который обязал Турцию выплатить 30 млн евро компенсации всем, кто пострадал в результате военного конфликта, а также 60 млн евро грекам-киприотам, которые сейчас живут на оккупированной части Кипра. Ответ Турции был краток: "Мы не станем платить эту сумму стране, которую мы не признаем". Стоит помнить и о греках-киприотах, позиция которых не подразумевает компромиссов. Да и ряд влиятельных сил проводят здесь специфическую политику, продолжает Владимир Брутер:
"Предложения по этому поводу были, и даже проводился референдум. Вопрос только в том, что греческая община, которая является международно-признанной в границах Кипрской республики, не готова предоставить ту степень автономии, которую хотели бы Турция, Северный Кипр и международные посредники. Греки как бы уже привыкли существовать без Северного Кипра и не собираются что-то ему давать. Греческая часть острова пользуется всеми международными правами, а восстановить свой суверенитет над северной частью острова – для нее не принципиально. Поэтому этот полупризнанный статус, как оказалось на практике, всех устраивает. Он не устраивает международные организации, поскольку создает прецедент.
21 мая 2004 года остров Кипр целиком был принят в Евросоюз. При этом, поскольку правление Республики Кипр не распространяется на северную часть острова, то и законы Евросоюза здесь не работают. По крайней мере, до урегулирования конфликта. В Европейском парламенте Кипру было выделено шесть мест, два из которых по праву принадлежат туркам-киприотам. Но фактически на всех шести сидят греки-киприоты.