Автор Татьяна Голованова
Россия и Китай укрепляют отношения не только на политическом небосклоне, но и в экономическом пространстве. Мощным толчком к интеграции стали санкции в адрес России со стороны ее крупнейшего партнера — Евросоюза. Китай же не устраивает попытка США поставить крест на идее многополярного мира. В доказательство тому КНР призывает партнеров постепенно отказываться от доллара в своих расчетах. Интересы двух стран совпадают, а, значит, совместных российско-китайских планов станет еще больше.
Жесткая политика Евросоюза и США по отношению к России побудили Москву искать более надежных партнеров. Китай в этом смысле – более аполитичен, дружелюбен и интересен. Москва и Пекин и раньше дружили, однако теперь, кроме планов на будущее, появились вполне конкретные соглашения и контракты. С точки зрения экономики, такие отношения имеют серьезный потенциал. Россия может дать Китаю энергетические ресурсы, которых ему катастрофически не хватает, а КНР готова делиться инвестициями. Тем более многие китайские инвесторы знакомы с правилами игры в России, понимают наши законы и нацелены на хорошие дивиденды. О планах по масштабной интеграции рассказывает заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая и Восточной Азии Андрей Островский:
"Прежде всего, это интеграционные процессы в рамках ШОС, более активная торговля друг с другом. Это также сотрудничество между регионами: российским Дальним Востоком и Северо-Восточным регионом Китая. И последнее — это программа, которая начинает развертываться, программа создания "Шелкового пути". Китай хочет воссоздать Великий Шелковый путь, который вел из Древнего Китая в Древний Рим. А Россия — один из элементов этого пути".
Есть и еще одна важная деталь. Отказ от доллара входит в моду. Москва и Пекин могут перевести почти половину товарооборота в рубли и юани. А это более 40 млрд долларов ежегодно. Воплотить эту идею пока не дают ограничения Китая, которые не позволяют российским банкам длительное время держать у себя и использовать юани. Об этом заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев по итогам переговоров по инвестиционному сотрудничеству. С российской стороны подобные ограничения были сняты в 2006 году. Однако эксперты полагают, что частичный переход на национальные валюты при взаиморасчетах между Россией и Китаем возможен через 3-4 года. О том, какие товары будут продавать за юани и рубли — старший аналитик инвестгруппы "Норд-Капитал" Роман Ткачук:
"Со стороны России это продукция нефтегазового сектора. Сейчас строится газопровод "Сила Сибири". И в перспективе это будет масштабный проект. Если говорить со стороны Китая, то это, прежде всего, различные товары. Сейчас с Китаем большой товарооборот, но он все равно пока меньше, чем у России с основным торговым партнером – Евросоюзом".
Намерения Москвы и Пекина могут пошатнуть гегемонию доллара. Если взаимный товарооборот может принести Вашингтону легкий испуг, то дальнейшие процессы — навести панику в Белом доме. Кроме России и Китая, к отказу от американской валюты готовы и другие страны БРИКС. А это уже означает полное поражение доллара в развивающихся странах — основе мирового экономического роста.