Автор Александра Дибижева
Рождение леворадикальной группировки ФАРК (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia, FARC) стало закономерным итогом "герильи" — партизанской войны, ознаменовавшей собой середину прошлого столетия в Латинской Америке. Репрессии, гражданская война и постоянное притеснение крестьян латифундистами стали причиной появления многочисленных отрядов и движений, одним из которых стали Революционные вооруженные силы Колумбии. Однако со временем их коммунистические лозунги ушли в прошлое, и на первый план вышла террористическая деятельность и участие в наркобизнесе. Договориться с правительством бывшие подпольщики не могут до сих пор.
Рождение группировки ФАРК в 1964 году вполне вписывается в общий исторический контекст развития латиноамериканского континента. Вторая половина 20 века в Колумбии была насыщена политическими событиями. Противоборство двух ведущих партий – либералов и консерваторов — обернулось настоящей трагедией, которая привела впоследствии страну к кровопролитной гражданской войне, рассказывает российский эксперт по странам Латинской Америки Александр Харламенко:
"Эта страна (Колумбия) большую часть своего независимого существования с 1810 года провела в тяжелых, на редкость жестоких гражданских войнах. Последняя из них началась в 1948 году, когда был убит фаворит президентских выборов левый либерал Хорхе Гайтан. Правые консерваторы начали жестокую расправу с членами либеральной партии, которую поддерживала значительная часть крестьянства, и немногочисленными тогда коммунистами. И те, и другие были вынуждены взяться за оружие".
Именно тогда и были сформированы первые отряды самообороны, получившие позже название ФАРК. Их главной целью было сопротивление военным и латифундистам, претендовавшим на их земли. Организация стала боевым крылом Коммунистической партии Колумбии. Ее основателем стал Мануэль Маруланда, который отвечал за стратегию борьбы группировки без малого 40 лет. Но если вначале лозунги ФАРК отвечали коммунистическим настроениям, царившим тогда повсеместно на континенте, то к началу 80-х годов тактика организации изменилась, говорит заместитель директора Института стран Латинской Америки РАН, доктор политических наук Владимир Сударев:
"Исчез Советский Союз, исчезли практически коммунистические партии в Латинской Америке, исчезло коммунистическое движение, и произошла определенная эволюция самой организации. Она превратилась в организацию, исповедующую терроризм. Терроризм в какой форме? Это захват заложников, обложение крестьян определенной данью, это наркотики. По некоторым сообщениям, бюджет ФАРК немал – за счет контрабанды оружия и за счет того, что они не только наркобаронов обложили данью, но и сами непосредственно занялись наркотрафиком. Около 500 млн долларов – это их ежегодный бюджет".
Из-за новой политики ФАРК Компартия Колумбии объявила об официальном разрыве со своим бывшим "крылом". Такое решение вполне объяснимо. В результате полувековой деятельности организации на ее счету почти 5 миллионов пострадавших и более 500 тысяч погибших. И до последнего времени тенденции к улучшению не намечалось, считает эксперт Владимир Сударев:
"Самое печальное – это то, что ФАРК, несмотря на идущие переговоры в Гаване, пока не идет по пути партизанских движений Центральной Америки, которые по завершении конфликта интегрировались в гражданскую жизнь. Они сидят в парламенте: в том же Сальвадоре основную часть парламента составляют бывшие партизаны. А здесь, видимо, дело в том, что это уже третье поколение. Эта вера во власть винтовки, вера в борьбу за социальную справедливость передается из поколения в поколение".
Однако несколько дней назад колумбийские партизаны дали надежду на возможный прогресс в отношениях с официальными властями. Впервые за 50 лет военные страны встретились с повстанцами на переговорах. И хотя о полном урегулировании отношений говорить пока рано, шаги к нормализации отношений "герильерос" уже сделали. Это факт.