Автор Илья Харламов
Несмотря на бурный экономический рост, Юго-Восточная Азия остается регионом постоянных территориальных споров, которые могут затруднить развитие целых государств в случае открытых конфликтов. Этой миной замедленного действия, по обыкновению, пытаются управлять из Вашингтона, вставая на ту или иную сторону в отношениях между странами, находящимися далеко от самой Северной Америки. Амбиции США, что ни для кого не секрет, имеют сугубо трансграничный характер.
Недавно Япония объявила о прекращении военной самоизоляции в связи с обострением давних территориальных споров в Южно-Китайском море. В этом "тлеющем" конфликте участвуют: Китай, Тайвань, Малайзия, Вьетнам, Филиппины, Япония, и косвенно — США, КНДР и Южная Корея. Речь идет о принадлежности островов, на которые претендуют сразу несколько игроков. Задача Вашингтона – по возможности и под маской нейтралитета купировать влияние в АТР быстро развивающегося Китая. США заинтересованы в запутанных и длительных территориальных спорах. Несколько месяцев назад Японию посетил Барак Обама. Этот визит пришелся на период обострения отношений Токио с Пекином и Сеулом по поводу спорных островов. Американский лидер поддержал японцев и одобрил планы правительства по внесению изменений в послевоенную пацифистскую конституцию страны, которая ограничивала японские вооруженные силы и предписывала им исключительно оборонительные функции. Милитаристская политика Японии, которой Обама дал "добро", может только усугубить противоречия в регионе.
Профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский обратил внимание и на еще одно важное обстоятельство в любом территориальном споре – фактор случайности:
"В зоне противостояния вооруженных сил, даже вокруг не очень крупных островов, таких как Сенкаку, которые оспаривают Китай и Япония, очень много военных кораблей и рыбацких шхун с военными на борту. Нервы у какого-нибудь офицера могут сдать, и, не имея команды сверху, он начнет стрелять. Ему ответят, и начнется вооруженный конфликт. В этом смысле острова Сенкаку – одна из горячих точек. Затем – острова Южно-Китайского моря, где сталкиваются интересы Китая и Вьетнама, Китая и Филиппин, и в меньшей мере Китая и Индонезии. Там тоже очень неприятная ситуация, потому что Китай начал бурение шельфа и поставил буровые платформы".
Китай, если вернуться к политической стороне дела, собирается дать отпор давлению со стороны США, которые пытаются обуздать его решительные действия в Южно-Китайском море. Разумеется, используя существующие противоречия между региональными игроками. Главная задача, стоящая перед Вашингтоном: убедить мелкие азиатские страны рискнуть противостоять растущей мощи Китая. Однако не все они готовы вступить в открытый конфликт, предпочитая переговоры. Здесь все определяют серьезнейшие торгово-экономические связи с Поднебесной.
Разумеется, на самом море случаются инциденты, но это тот самый фактор случайности. Эксперт МГИМО Андрей Иванов рассказал о том, чем грозит Юго-Восточной Азии неурегулированность территориальных споров:
"Попутно с этим может присутствовать в отношениях еще какой-то раздражитель, с островами не связанный. Сейчас американцы следуют политике усиления влияния в Азии в ответ на усиление Китая. Обострение соперничества между Пекином и Вашингтоном могут сделать более чувствительным спор вокруг островов".
Но есть в регионе и силы, олицетворяющие взвешенный подход. К примеру, Малайзия – крупнейший торговый партнер Китая из имеющих территориальные споры с ним. Эта страна всегда отличалась наиболее сдержанным и неагрессивным подходом к территориальным проблемам. При этом у нее хорошие отношения с США. Этот пример в известной степени является образцом того, что принято называть тонкой восточной политикой.