Автор Ксения Светлова
Перестрелки, слезоточивый газ, убитые и раненые. Это не Ирак, и не Сирия, а курдский городок Лидже на юго-востоке Турции. В ходе недавних столкновений с полицией, в городе были убиты двое, десятки получили ранения. Позже в провинции Ван был убит турецкий солдат. Причиной для столкновений послужила операция по сносу памятника революционеру, бывшему лидеру Рабочей партии Курдистана Махсуму Коркмазу. Именно под его руководством ровно 30 лет назад курды подняли организованное восстание против турецкого правительства. За эти 30 лет в стране погибло около 45 тысяч человек, по большей части – турецких курдов, которые составляют 17% населения Турции.
В марте прошлого года Анкара и Рабочая партия Курдистана заключили мирный договор, призванный положить конец многолетнему конфликту, который начался задолго до того, как на свет появились нынешние лидеры турецких курдов. Курдское национальное движение родилось практически одновременно с турецким. Севрский договор от 1920 года между Турцией и Антантой предусматривал создание независимого курдского государства. Впоследствии этот договор был аннулирован, и курды так и не получили независимость.
На протяжении 20-х и 30-х годов турецкие курды неоднократно поднимали восстание против Анкары, и каждый раз безрезультатно и с колоссальными потерями. В ходе трагических событий 1937-1938 годов в курдских провинциях погибло свыше 80 тысяч человек. Слова "курд" и "Курдистан" были вычеркнуты из турецких словарей. В 2011 году премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган принес курдам публичные извинения за события тех лет:
"Нужно принести извинения от имени главы государства. Я прошу прощения. Погибли тысячи людей. События Дерсимы были одними из самых трагических в истории Турции".
Но если в 30-х годах курдский протест носил стихийную форму, то начиная с конца 60-х годов, в Турции появляются хорошо организованные курдские партии и военизированные движения. К началу 80-х бесспорным лидером курдского сепаратизма стала Рабочая партия Курдистана (РПК), которая впоследствии была признана США, НАТО и Евросоюзом террористическим движением. Во главе этой партии стоял Абдулла Оджалан. Лидеры РПК считали, что цель оправдывает средства и не раз использовали террор как против военных и политиков, так и против мирных жителей в турецких городах.
Между тем, многие турки в то время считали, что курдов поддерживают Соединенные Штаты Америки, которые таким образом пытаются расшатать стабильность в Турции и завладеть нефтяными месторождениями. Захват в Кении Абдуллы Оджалана, который годами вел против Турции беспощадную войну, поставил эту теорию под вопрос, поскольку к его аресту были причастны американские и израильские спецслужбы. После ареста Оджалана, который до сих пор содержится в тюрьме строгого режима на острове Имралы, курдские партии и движения продолжили свою борьбу с турецким режимом.
Однако многим стало ясно, что характер этой борьбы постепенно меняется. Ключевой момент настал в 2013 году, когда премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выдвинул план урегулирования многолетнего конфликта с курдами. Решение этого конфликта во многом совпадает с требованиями Евросоюза, где уже много лет рассматривают турецкую кандидатуру для получения членства в организации. В январе 2013 года на встречу с Оджаланом допустили совместную делегацию турецких и курдских депутатов, а через два месяца, в канун курдского праздника Новруз Оджалан призвал курдов к переходу от вооруженной борьбы к политической. И если раньше многие курдские политики повторяли мантру о необходимости отделения от Турции, то сегодня те же самые люди убеждены в том, что будущее турецких курдов лежит в одной плоскости с Анкарой. Говорит курдский политик Ахмад Гезен:
"Курды не хотят отделяться от Турции. Они хотят жить в демократической стране, свободными людьми, как и все остальные. Но Турция не разрешает нам даже получать образование на нашем языке. Почему столько людей должны умирать из-за этого?"
Пока курды продолжают сталкиваться с трудностями, связанными с вопросами образования и равноправия на рабочих местах, силовые структуры по-прежнему опасаются новых терактов, которые могут быть организованы курдскими экстремистами. Всего два года назад, до начала процесса примирения, развернутого Эрдоганом, турецкие ВВС бомбили базы курдских боевиков на севере страны, а в турецких городах рвались бомбы, заложенные активистами РПК. По словам экспертов, напряженность в отношениях курдов и центральных властей продолжает нарастать, во многом из-за драматической ситуации в других ближневосточных районах, населенных курдами. При этом оставить разногласия позади, мешают еще и многолетние враждебность и подозрительность, а также непростая региональная динамика. И все же решительный настрой нынешнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана дает шанс на примирение турок и курдов.