24 мая 1949 года скончался архитектор Алексей Викторович Щусев. Он был новатором в зодчестве, творчески перерабатывал в своих проектах традиции древнерусской архитектуры. Среди таковых: памятник на Куликовом поле, здание Казанского вокзала, Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Этот храм с большой луковичной главой на высоком барабане напоминает по формам древнерусские соборы Новгорода и Пскова, но при этом совершенно оригинален. Декоративные рельефы собора исполнил Сергей Конёнков, настенную живопись – близкий друг Щусева Михаил Нестеров, которому помогал молодой Павел Корин.
Щусев также построил храм Спаса Преображения на Московском городском Братском кладбище жертв Первой мировой войны.
А при советской власти Щусев стал известен как автор мавзолея Ленина. Первый был деревянным и мало походил на современный. Над землей возвышался темно-серый куб, увенчанный небольшой трехступенчатой пирамидой высотой три метра. Мавзолей издалека напоминал уменьшенную копию знаменитых египетских пирамид. Архитектор говорил: "Я высказал свои соображения, что силуэт Мавзолея не должен быть высотным, а иметь ступенчатую форму. Надпись я предложил простую – одно слово, в котором заключено столько волнующего смысла для всего трудящегося человечества. Это слово – Ленин".
И в построенном позднее по проекту Щусева Мавзолее Ленина ощутимы мотивы древней сакральной архитектуры и веяния авангарда. Не зря мавзолей критики сравнивали со знаменитыми "Черным" и "Красным" квадратами Малевича. Вот такие метаморфозы в творчестве и судьбе зодчего: от Покровского собора – до мавзолея.
Конечно, мавзолей – не самая выдающаяся работа Щусева. Однако после этого он стал официально признанным главным советским архитектором. Ему давали государственные заказы на жилые и административные здания, санатории и гостиницы по всей стране. В частности, Щусев создал знакомый каждому фасад гостиницы "Москва": монументальный восьмиколонный портик в шесть этажей с открытой террасой.