Сказано в эфире

Первый в мире танк "Вездеход" Пороховщикова

Читать на сайте radiosputnik.ru
Первый английский танк "Линкольн №1" будет испытан лишь через три месяца после "Вездехода". О первом в мире танке, разработанном конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.
"I’ll be back". "Терминатор" – боевая машина поддержки танков из России
В этот день, ...лет назад
Восемнадцатого мая 1915 года под Ригой был испытан первый в мире танк "Вездеход", разработанный конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым.
Первый английский танк "Линкольн №1" будет испытан лишь три месяца спустя. "Вездеход" Пороховщикова имел массу до 4 тонн, пулемет, противопульное бронирование, управлял им один человек. Это была механическая платформа, опиравшуюся впереди на небольшие колесики, а под днищем – сплошная резиновая лента, которая, собственно, и приводила танкетку в движение. Максимальная скорость – 25 километров в час, позднее – более 40.
Пороховщиков рассказал о случае, которые его подвигнул на создание танка: "На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука – бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа"…
Пороховщиков заложил в проект возможность установки на танкетку тяжелого бронирования и пушки. Он также предложил многослойную броню собственной разработки. Однако танки с таким бронированием появятся лишь в 70-х годах XX века.
Конструкция Пороховщикова, конечно, была несовершенна. Но в результате испытаний он устранил множество недоделок. Возможно, у конструктора все бы получилось, но финансирование было практически полностью свернуто. Военные отнеслись к танкетке скептически: она способна была преодолевать препятствия, но не могла передвигаться по болотистой местности. Впрочем, эти недостатки были присущи всем машинам того времени – и британским, и французским. Однако танки, несмотря на все свои минусы, успешно воевали в Первой мировой войне. Их огневая мощь была слабой, зато они с успехом уничтожали проволочные заграждения германцев, преодолевали окопы и, несомненно, оказывали психологическое воздействие на противника. К тому же танки эффективно прикрывали атаки пехоты.
Решение о постройке танков было принято в 1915 году практически одновременно в Великобритании, Франции и России. Но британцы первыми начали их массовое производство. Кстати, есть версия, что чертежи Пороховщикова были частично использованы британскими инженерами для своих разработок. Наш "Вездеход" собирался и испытывался в Рижских авторемонтных мастерских завода "Руссо-Балт". А совсем рядом проходила линия фронта. Поэтому автозавод осенью 1915 года эвакуировали в Москву. Проект с танками заглох.
При советской власти "Руссо-Балт" был переименован в Первый государственный бронетанковый завод, а в 1923 году передан в концессию фирме "Юнкерс", которая начала на его базе выпуск самолетов. В наше время это предприятие принадлежит Государственному космическому научно-производственному центру имени Хруничева и занимается ракетно-космической техникой.
Но, как известно, что бы русские ни изобрели – все равно получается танк. Особенно, если это танк Т-34. В Великую Отечественную войну наши Т-34-ки устраивали даже танковые тараны. В декабре 1942 года в районе Сталинграда боевые машины 24 танкового корпуса, прорвавшись на немецкие аэродромы, протаранили и вывели из строя большое количество немецких самолетов, которые предназначались для доставки боеприпасов окруженной армии Паулюса. А в июне 1944 года под Бобруйском "тридцатьчетверка" протаранила даже немецкий бронепоезд. Перед этим танк получил прямое попадание снаряда – у него заклинило башню, два члена экипажа были ранены. Командир танка Дмитрий Комаров и механик-водитель Михаил Бухтуев вдвоем повели машину на таран, раздавив попутно два немецких орудия. Горящий Т-34 врезался в бронепоезд. Механик-водитель погиб. Поезд частично сошел с рельсов и стал отличной мишенью для нашей артиллерии...
А что сталось с Пороховщиковым? Кстати, конструктор – потомственный дворянин, сын основателя "Славянского базара", московского предпринимателя Александра Пороховщикова, дядя Патриарха всея Руси Алексия I (Симанского), родной дед советского актера Александра Пороховщикова. После революции он возглавлял авиационное КБ, но вскоре был репрессирован из-за своего дворянского происхождения. В соловецком лагере СЛОН занимался проектированием гидросооружений для Беломорканала. После освобождения, перед войной, работал в Автобронетанковом управлении РККА. Но вскоре был арестован по обвинению в шпионаже и расстрелян в июле 1941 года.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Сейм Латвии фактически поддержал снос памятника советским воинам в Риге
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем