https://radiosputnik.ru/20220518/vezdekhod-1789043942.html
Первый в мире танк "Вездеход" Пороховщикова
Первый в мире танк "Вездеход" Пороховщикова
Первый в мире танк "Вездеход" Пороховщикова
Радио Sputnik, 18.05.2022
2022-05-18T07:00
2022-05-18T07:00
2022-05-18T07:00
сказано в эфире
безопасность
александр пороховщиков
рига
великобритания
франция
гкнпц имени м. в. хруничева
ркк "энергия"
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/04/1c/1570663964_0:0:2990:1683_1920x0_80_0_0_ae9ebbd8ca18d77c3b9e828055272c54.jpg
Берлинская операция 1945 года, или Кульминация Великой Отечественной войны
Кто занимался разработкой плана стратегической операции, которая привела к полной капитуляции Германии? Какова роль в тех событиях Георгия Жукова? Насколько соизмеримы были потери сторон и их военный потенциал? О чем говорят предыстория и последствия Берлинской операции? Кто в Берлине оказывал самое ожесточенное сопротивление советским войскам? Почему эта операция стала предпоследней, а не последней на Европейском театре военных действия? Об этом и не только говорим в эфире радио Sputnik с доктором исторических наук, обозревателем журнала "Историк" Олегом Назаровым.
Олег Назаров: против советских войск было примерно миллион нацистов. Берлинская операция состояла из двух частей: за несколько дней оборона была прорвана, основная масса войск была окружена и в сам Берлин не попала, поэтому обороной Берлина уже занимались около 300 тысяч человек, при этом элитные части в Берлин не вошли.
Олег Назаров: когда Германия поставила под свой контроль почти всю Европу, за исключением Британский островов, то на этих огромных территориях у них нашлось много-много пособников.
Олег Назаров: Берлин защищал нацистский интернационал - самые оголтелые, отпетые СС-овские части из 15 государств: голландцы были, люксембуржцы, норвежцы, датчане, украинцы, в общем, кто угодно.
audio/mpeg
Первый английский танк "Линкольн №1" будет испытан лишь через три месяца после "Вездехода". О первом в мире танке, разработанном конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.В этот день, ...лет назадВосемнадцатого мая 1915 года под Ригой был испытан первый в мире танк "Вездеход", разработанный конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым.Первый английский танк "Линкольн №1" будет испытан лишь три месяца спустя. "Вездеход" Пороховщикова имел массу до 4 тонн, пулемет, противопульное бронирование, управлял им один человек. Это была механическая платформа, опиравшуюся впереди на небольшие колесики, а под днищем – сплошная резиновая лента, которая, собственно, и приводила танкетку в движение. Максимальная скорость – 25 километров в час, позднее – более 40.Пороховщиков рассказал о случае, которые его подвигнул на создание танка: "На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука – бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа"…Пороховщиков заложил в проект возможность установки на танкетку тяжелого бронирования и пушки. Он также предложил многослойную броню собственной разработки. Однако танки с таким бронированием появятся лишь в 70-х годах XX века.Конструкция Пороховщикова, конечно, была несовершенна. Но в результате испытаний он устранил множество недоделок. Возможно, у конструктора все бы получилось, но финансирование было практически полностью свернуто. Военные отнеслись к танкетке скептически: она способна была преодолевать препятствия, но не могла передвигаться по болотистой местности. Впрочем, эти недостатки были присущи всем машинам того времени – и британским, и французским. Однако танки, несмотря на все свои минусы, успешно воевали в Первой мировой войне. Их огневая мощь была слабой, зато они с успехом уничтожали проволочные заграждения германцев, преодолевали окопы и, несомненно, оказывали психологическое воздействие на противника. К тому же танки эффективно прикрывали атаки пехоты.Решение о постройке танков было принято в 1915 году практически одновременно в Великобритании, Франции и России. Но британцы первыми начали их массовое производство. Кстати, есть версия, что чертежи Пороховщикова были частично использованы британскими инженерами для своих разработок. Наш "Вездеход" собирался и испытывался в Рижских авторемонтных мастерских завода "Руссо-Балт". А совсем рядом проходила линия фронта. Поэтому автозавод осенью 1915 года эвакуировали в Москву. Проект с танками заглох.При советской власти "Руссо-Балт" был переименован в Первый государственный бронетанковый завод, а в 1923 году передан в концессию фирме "Юнкерс", которая начала на его базе выпуск самолетов. В наше время это предприятие принадлежит Государственному космическому научно-производственному центру имени Хруничева и занимается ракетно-космической техникой.Но, как известно, что бы русские ни изобрели – все равно получается танк. Особенно, если это танк Т-34. В Великую Отечественную войну наши Т-34-ки устраивали даже танковые тараны. В декабре 1942 года в районе Сталинграда боевые машины 24 танкового корпуса, прорвавшись на немецкие аэродромы, протаранили и вывели из строя большое количество немецких самолетов, которые предназначались для доставки боеприпасов окруженной армии Паулюса. А в июне 1944 года под Бобруйском "тридцатьчетверка" протаранила даже немецкий бронепоезд. Перед этим танк получил прямое попадание снаряда – у него заклинило башню, два члена экипажа были ранены. Командир танка Дмитрий Комаров и механик-водитель Михаил Бухтуев вдвоем повели машину на таран, раздавив попутно два немецких орудия. Горящий Т-34 врезался в бронепоезд. Механик-водитель погиб. Поезд частично сошел с рельсов и стал отличной мишенью для нашей артиллерии...А что сталось с Пороховщиковым? Кстати, конструктор – потомственный дворянин, сын основателя "Славянского базара", московского предпринимателя Александра Пороховщикова, дядя Патриарха всея Руси Алексия I (Симанского), родной дед советского актера Александра Пороховщикова. После революции он возглавлял авиационное КБ, но вскоре был репрессирован из-за своего дворянского происхождения. В соловецком лагере СЛОН занимался проектированием гидросооружений для Беломорканала. После освобождения, перед войной, работал в Автобронетанковом управлении РККА. Но вскоре был арестован по обвинению в шпионаже и расстрелян в июле 1941 года.Автор Владимир Бычков, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20220131/terminator-1770375156.html
https://radiosputnik.ru/20220512/pamyatnik-1788111439.html
рига
великобритания
франция
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/04/1c/1570663964_164:0:2893:2047_1920x0_80_0_0_52d33306d6d4177ec864bc3698c66850.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
безопасность, александр пороховщиков, рига, великобритания, франция, гкнпц имени м. в. хруничева, ркк "энергия", т-34, подкасты – радио sputnik
Сказано в эфире, Безопасность, Александр Пороховщиков, Рига, Великобритания, Франция, ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, РКК "Энергия", Т-34, Подкасты – Радио Sputnik
Первый английский танк "Линкольн №1" будет испытан лишь через три месяца после "Вездехода". О первом в мире танке, разработанном конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.
В этот день, ...лет назад
Восемнадцатого мая 1915 года под Ригой был испытан первый в мире танк "Вездеход", разработанный конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым.
Первый английский танк "Линкольн №1" будет испытан лишь три месяца спустя. "Вездеход" Пороховщикова имел массу до 4 тонн, пулемет, противопульное бронирование, управлял им один человек. Это была механическая платформа, опиравшуюся впереди на небольшие колесики, а под днищем – сплошная резиновая лента, которая, собственно, и приводила танкетку в движение. Максимальная скорость – 25 километров в час, позднее – более 40.
Пороховщиков рассказал о случае, которые его подвигнул на создание танка: "На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука – бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа"…
Пороховщиков заложил в проект возможность установки на танкетку тяжелого бронирования и пушки. Он также предложил многослойную броню собственной разработки. Однако танки с таким бронированием появятся лишь в 70-х годах XX века.
Конструкция Пороховщикова, конечно, была несовершенна. Но в результате испытаний он устранил множество недоделок. Возможно, у конструктора все бы получилось, но финансирование было практически полностью свернуто. Военные отнеслись к танкетке скептически: она способна была преодолевать препятствия, но не могла передвигаться по болотистой местности. Впрочем, эти недостатки были присущи всем машинам того времени – и британским, и французским. Однако танки, несмотря на все свои минусы, успешно воевали в Первой мировой войне. Их огневая мощь была слабой, зато они с успехом уничтожали проволочные заграждения германцев, преодолевали окопы и, несомненно, оказывали психологическое воздействие на противника. К тому же танки эффективно прикрывали атаки пехоты.
Решение о постройке танков было принято в 1915 году практически одновременно в Великобритании, Франции и России. Но британцы первыми начали их массовое производство. Кстати, есть версия, что чертежи Пороховщикова были частично использованы британскими инженерами для своих разработок. Наш "Вездеход" собирался и испытывался в Рижских авторемонтных мастерских завода "Руссо-Балт". А совсем рядом проходила линия фронта. Поэтому автозавод осенью 1915 года эвакуировали в Москву. Проект с танками заглох.
При советской власти "Руссо-Балт" был переименован в Первый государственный бронетанковый завод, а в 1923 году передан в концессию фирме "Юнкерс", которая начала на его базе выпуск самолетов. В наше время это предприятие принадлежит Государственному космическому научно-производственному центру имени Хруничева и занимается ракетно-космической техникой.
Но, как известно, что бы русские ни изобрели – все равно получается танк. Особенно, если это танк Т-34. В Великую Отечественную войну наши Т-34-ки устраивали даже танковые тараны. В декабре 1942 года в районе Сталинграда боевые машины 24 танкового корпуса, прорвавшись на немецкие аэродромы, протаранили и вывели из строя большое количество немецких самолетов, которые предназначались для доставки боеприпасов окруженной армии Паулюса. А в июне 1944 года под Бобруйском "тридцатьчетверка" протаранила даже немецкий бронепоезд. Перед этим танк получил прямое попадание снаряда – у него заклинило башню, два члена экипажа были ранены. Командир танка Дмитрий Комаров и механик-водитель Михаил Бухтуев вдвоем повели машину на таран, раздавив попутно два немецких орудия. Горящий Т-34 врезался в бронепоезд. Механик-водитель погиб. Поезд частично сошел с рельсов и стал отличной мишенью для нашей артиллерии...
А что сталось с Пороховщиковым? Кстати, конструктор – потомственный дворянин, сын основателя "Славянского базара", московского предпринимателя Александра Пороховщикова, дядя Патриарха всея Руси Алексия I (Симанского), родной дед советского актера Александра Пороховщикова. После революции он возглавлял авиационное КБ, но вскоре был репрессирован из-за своего дворянского происхождения. В соловецком лагере СЛОН занимался проектированием гидросооружений для Беломорканала. После освобождения, перед войной, работал в Автобронетанковом управлении РККА. Но вскоре был арестован по обвинению в шпионаже и расстрелян в июле 1941 года.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.