Участники:
– Антон Златопольский, генеральный директор телеканала "Россия ", продюсер фильма "Зулейха открывает глаза";
– Татьяна Смирнова, сотрудник издательства "Синдбад".
Ведущая: Наталья Ломыкина.
ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ
Если бы этот апрель был обычным, в этом выпуске я бы, скорее всего, рассказывала о книгах ко Дню космонавтики. Мы бы обсуждали героев, покоряющих галактики, и вспоминали духоподъемное "Время первых" легенды советской космонавтики Алексея Леонова, мою любимую книгу о сегодняшнем космосе "Руководство астронавта по жизни на Земле" от астронавта НАСА Криса Хэдфилда или прекрасные работы просветителя Карла Сагана от "Голубой точки" до "Космоса". Но мы в самоизоляции, в мире пандемия и тут самое время вспоминать "Пир во время чумы" и Декамерон.
Как известно, в классическом произведении Джованни Боккаччо события происходят в XIV веке, во время эпидемии чумы 1348 года. Группа из трех благородных юношей и семи дам уезжает из охваченной заразой Флоренции на загородную виллу, чтобы спастись от болезни. Чтобы скоротать время в изоляции, они рассказывают друг другу различные занимательные истории.
Современные писатели решили не отставать и, раз уж на наш век выпало испытание пандемией, примерить корону Декамерона. 7 апреля писатели и издатели аудиокниг объявили о начале совместного проекта "Корона Декамерона". Лучшие современные авторы будут по очереди надевать Корону Рассказчика, читать свою неопубликованную прозу, и каждый день карантина в определенный час в Сети будет появляться новый эпизод.
Проект начал Борис Акунин, который успел, к сожалению, примерить не только корону рассказчика, но и корону вируса, но, к счастью, оправился от болезни. В онлайн-чтениях принимают участие Гузель Яхина, Людмила Улицкая, Дина Рубина, Дмитрий Быков, Леонид Юзефович, Владимир Познер, Алена Долецкая, Александр Архангельский и другие.
Кто-то выйдет в прямой эфир в личном блоге, кто-то заранее запишет видеоролик. Присоединиться к чтениям можно по хештегам #ЧитатьЗаразно и #КоронаДекамерона. В комментариях под видео можно задавать вопросы – на них писатели будут отвечать на следующий день после эфира.
Трансляции чтений появятся не только в личных блогах писателей, но и на единой странице проекта в Яндекс.Эфире, а следить за расписанием можно на сайте издательства АСТ.
Первым корону Декамерона надел Борис Акунин. 7 апреля на своей страничке в Фейсбуке он прочитал фрагмент из новой, еще не опубликованной книги "Мир и война". Его можно послушать в этом выпуске в рубрике "Цитата"
БОЛЬШАЯ КНИГА
13 апреля на телеканале Россия 1 выходит экранизация бестселлера Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза". Роман, который вырос из учебного сценария никому неизвестной студентки Московской школы кино, в 2015 году получил одинаково высокие оценки критиков и читателей, принес Яхиной и премию "Большая книга", и премию "Ясная Поляна" и превратился сперва в народный, а потом и в международный бестселлер. Книгу перевела на английский, пожалуй, лучшая современная переводчица с русского Лиза Хейден, А вообще "Зулейха" вышла уже на 30 языках. История тихой татарки, которую Гузель в свое время частично списала с собственной бабушки, рассказывается на фоне большой Истории – это роман о раскулаченных в России в 30-е годы XX века.
Гузель Яхина рассказала, что важнейшим условием экранизации для нее было именно сохранение исторической составляющей.
«
"Есть очень важные вещи, которые мы оговаривали с самого начала с режиссером и продюсерами, и эти важные вещи оказались соблюдены в той последней версии, которую я посмотрела. Во–первых, для меня было очень важно, чтобы в фильме прозвучал голос большой истории. Чтобы это была не просто мелодраматическая история двух любящих сердец на фоне таблички "ГУЛАГ", а чтобы это была история раскулачивания, и чтобы мы рассказали не только об одной женщине, но и обо всех остальных раскулаченных тоже.
«
Это есть в фильме, в первой же серии называются цифры раскулаченных, цифры сосланных в кулацкую ссылку, в первой же серии вступает авторский закадровый голос, и поначалу это голос большой истории, а потом, постепенно, он становится и голосом маленького человека, Зулейхи. В последней серии зритель узнает, кому этот голос принадлежит, не буду выдавать все секреты.
«
Во–вторых, для меня был важен уровень художественных решений, просто потому что в романе был заложен мифологический пласт, и для меня было важно, чтобы решения были не дешевые, чтобы они были хорошего художественного уровня, и это требовало бюджета, не побоюсь этого слова. В итоге все состоялось, это потребовало денег, но оно того стоило. Главное здесь – это вопрос режиссерской мысли, актерской мысли и операторской мысли, потому что то неравнодушие, которое я почувствовала в разговоре с Егором Анашкиным во время нашей первой встречи, и то неравнодушие, которое было у актеров, – оно чувствуется на экране".
СИГНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР
В издательстве "Синдбад" выходит новый детектив аргентинского писателя Федерико Аксата "Амнезия". Два года назад мы обсуждали роман Аксата "Последний шанс" – интригующая головоломка и белый опоссум как триггер. Тогда бизнесмен, узнав, что неизлечимо болен, собрался застрелиться, но вдруг получил от незнакомца странное предложение: убить настоящего преступника и в качестве награды получить пулю и геройскую смерть вместо самоубийства. Нестандартное начало, правда? В новой книге "Амнезия" Аксат тоже берет быка за рога с самого начала.
Художник-иллюстратор детских книг Джон Бреннер просыпается в собственной гостиной, обнаруживает, что голова у него раскалывается от боли, несколько часов стерлись из памяти бесследно, на журнальном столике стоит пустая бутылка водки, а неподалеку лежат пистолет и мертвая девушка. Да, начало знакомое – видно, что Аксат внимательно читал последний детектив про Харри Холе "Нож" Ю Несбе. Но очень скоро сходство заканчивается. А начинается головоломка Аксата, которая, к тому же, ведет к разгадке из прошлого романа. В программе об этом рассказывает сотрудница издательства "Синдбад" Татьяна Смирнова.