Авторы

Суд да дело: спонсор поможет выиграть процесс. Как это работает?

Читать на сайте radiosputnik.ru
Хорошо, когда ваши проблемы решает кто-то другой. Особенно в суде. Особенно если у вас нет денег. Позовите спонсора, и он организует финансирование процесса. Так выглядит судебное инвестирование – новая для России практика, которой обещают большое будущее.
Впервые российский судебный процесс по необычным правилам состоялся два года назад. Судились две компании. Одна не имела средств на издержки и наняла спонсора – группу юристов. В итоге – мировое соглашение, истец получил от ответчика компенсацию, а "коллективный спонсор", потратив свои 500 тыс. руб., заработал более двух млн (15% от возвращенной истцу суммы). Второй случай еще интереснее – он связан с претензией гражданина к медицинскому учреждению.
Выбить долг из шарлатана
В октябре нынешнего года при участии инвестора был выигран суд против петербургской клиники. Инициатором выступила Мария Чаадаева. В 2014 году ее знали под девичьей фамилией Комиссарова. Это та самая фристайлистка, которая травмировала позвоночник на Олимпиаде в Сочи. У Марии случился паралич нижних конечностей, он был признан неизлечимым (в том числе и зарубежными специалистами). Однако в Петербурге нашелся доктор – теперь фигурант уголовного дела, который пообещал поставить спортсменку на ноги. Лечение шло два года, стоило более 50 млн руб., результата не дало, и обманутая пациентка отправилась в суд. Инвестор Марии позаботился, чтобы она не тратилась на судебные расходы, дело было выиграно – правда, не совсем с тем результатом, на который рассчитывала Чаадаева. Присужденная ей сумма компенсации – всего два, а не 50 и даже не те 5 млн, о которых говорилось изначально…
Нет минуса – уже плюс
Судебное финансирование родилось в Австралии. В конце 1990-х там отменили средневековый еще запрет на участие в процессе лиц, не имеющих материально-правового интереса в их завершении. За 20 лет судебные инвесторы распространились по США и Европе, наконец, движение пришло и в Россию. Рассказывая об этом, управляющий партнер NLF group, юрист Максим Карпов отметил плюсы и минусы "спонсорства в суде":
"Формально судебное финансирование достаточно дорогое. Часто судебный инвестор берет от 20 до 40 % будущего взыскания. Но это оправдывается тем, что он снимает с истца огромное количество рисков неблагоприятного развития событий. Если суд проигран или активы ответчика не найдены и не удалось обратить на них взыскание, то инвестор теряет свои деньги, а истец не тратит ничего. Для истца все в плюс. А для судебного инвестора это высокорисковый вид деятельности. Он должен принять решение о выделении финансирования по ограниченной, как правило, информации. И часть ее будет появляться только после того, как он уже потратит деньги: наймет юристов, детективов. Невозможность реализации проекта может вскрыться через год-полтора после того, как инвестор потратил сотни тысяч, а иногда и миллионы долларов".
Обращаться к судебному инвестору или нет, зависит от того, насколько вы уверены в своей правоте, а также способны без сожаления расстаться с 40% (бывает и 50) из возвращенных вам ваших же средств. Но это в случае успеха. В противном случае вы не получите ничего. Но ничего и не потратите. А это – уже хорошая новость.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Подарим умные стильные наушники подписчику радио Sputnik. Подробности тут.
Обсудить
Рекомендуем