Силиня видит в этом качестве представителя Латвии или польского премьера Дональда Туска. Но признает, что в переговорном процессе должны участвовать лидеры крупнейших европейских стран: Германии, Франции и Великобритании. Господин Карис считает, что инициатива полезная, но запоздавшая. И, самое главное, специальному посланнику должны доверять и Россия, и Украина. Стало быть, он должен быть из крупной европейской страны. А это точно не Прибалтика.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова высказывания латвийского премьера и эстонского президента прокомментировала следующим образом: "Все та же идея про "место за столом". Понять можно: под столом сидеть надоело". Ну и действительно, они делят "шкуру неубитого медведя". И хотят отрезать от нее солидный кусок в виде того самого места за столом.
Но, справедливости ради, заявления Силини и Кариса укладываются в общеевропейский тренд на необходимость диалога с Москвой. Старый Свет шаг за шагом лишается американской поддержки – военной, политической и экономической. Более того, США могут стать открытым врагом Европы. Можно вспомнить тот же самый фактор Гренландии. Но главное, в Вашингтоне особо и не скрывают, что видят в европейцах конкурентов. Глава банка JP Morgan Джейми Даймон недавно без обиняков заявил: Европа проигрывает в борьбе за экономическое превосходство своим главным соперникам – Соединенным Штатам и Китаю.
В таких обстоятельствах приходится шевелиться. И быть более мягкими. Эммануэль Макрон после долгой паузы опять заявил, что Европе было бы полезно возобновить диалог с Владимиром Путиным. Чтобы избежать обвинений в "предательстве", он оговорился: это необходимо для европейских интересов. В Париже заявляют, что ведется техническая подготовка к телефонному разговору двух лидеров. А сам Макрон говорит, что параллельно ведутся консультации с другими европейскими руководителями и Владимиром Зеленским. С аналогичными высказываниями выступает итальянский премьер Джорджа Мелони. Ряд немецких парламентариев также считает, что возобновление дискуссии немецких властей с Москвой крайне необходимы. Даже канцлер Мерц в январе назвал нашу страну "крупнейшим европейским соседом" и выразил надежду, что Евросоюз сможет достичь баланса в отношениях с ней.
Франция и Италия активнее остальных оказывают давление на ЕС с целью создания должности переговорщика. Одним из возможных претендентов дипломаты считают президента Финляндии Александра Стубба. Тот признает, что Евросоюз рано или поздно возобновит диалог с Россией. В Кремле слова европейцев оценивают положительно. Вот что говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: "Если это действительно серьезно отражает их стратегическое видение, то это позитивная эволюция их позиций".
Таким образом, во взглядах европейских стран на механизмы украинского урегулирования происходит резкий поворот. От воинственных призывов не идти ни на какие контакты с Москвой и наращивать военную мощь евролидеры переходят к более взвешенному и рациональному подходу. А ведь еще в прошлом году эти же люди говорили с Россией исключительно на языке угроз и ультиматумов. Им явно не по душе, что мирный договор между Москвой и Киевом может быть заключен при посредничестве Вашингтона без участия Европы. И без малейшего учета ее интересов. Тем более, у России и США – огромные перспективы сотрудничества в экономической сфере.
Спецпредставитель президента России Кирилл Дмитриев по итогам очередного заседания российско-американской группы в Абу-Даби заявил: "Совместно с администрацией президента Трампа идет активная работа по восстановлению отношений Россия-США по экономическому направлению".
Горизонты тут самые широкие. Ранее Дмитриев предложил проект строительства туннеля через Берингов пролив. Он будет иметь глобальный положительный эффект. В частности, изменит мировую торговлю. Расстояние между двумя странами в этом месте едва превышает 80 километров. Отдельная тема – энергетика. Список потенциальных двусторонних проектов в ней очень широк. От добычи нефти в Карском и Охотском морях до импорта технологий для производства СПГ и поставок российских углеводородов для американских НПЗ. Россия может предложить Америке ледокольный флот. Да и возобновление сотрудничества в атомной энергетике выглядит вполне реалистично: опыт накоплен богатый.

