Слово на букву "Б" – не то, что обычно приходит в голову, а "бюджет" – стало ругательным в парижских гостиных, где, собственно, и решается, кто в стране продолжит наращивать миллионы и миллиарды, а кто – унизительно считать монеты, чтобы заплатить за хрустящую французскую булку.
Кабмин под водительством Франсуа Байру прорабатывает предложения по отказу от индексации пенсий и пособий на уровне инфляции. Финансисты-технократы говорят, что сокращение и без того тощих социальных выплат позволит сэкономить по меньшей мере 40 миллиардов евро. Это тот самый минимум, который позволит, сохраняя относительно приличный вид, утвердить главный денежный документ страны в Еврокомиссии.
В день, когда пенсионеры, матери-одиночки, инвалиды и все те, кто нуждается в помощи государства, схватились от ужаса за голову, поняв, что страна уготовила им не только нищету, но и обычный голод, стало известно, что уровень бедности растет во Франции галопирующими темпами. Сейчас он самый высокий за последние три десятилетия. В процентном отношении цифра, шокирующая для нас и бесконечно унизительная для второй по уровню ВВП экономики ЕС, составляет без малого 16 процентов от всего населения Пятой республики. В абсолютных цифрах это почти 10 миллионов человек.
Байру и компания – точнее, конечно, Макрон и компания – намерены сделать так, чтобы именно этим, самым незащищенным, и так живущим чрезвычайно трудно, стало бы еще хуже.
Ну какое значение имеет, сможет ли мама, одна воспитывающая двоих детей, к примеру, поесть хотя бы дважды в день? О трех приемах пищи тут уже давно никто не говорит. Или получится ли у пенсионерки, остановившейся в магазине перед тем же сырным прилавком, купить себе крошечную порцию "бри", чтобы сделать бутерброд на завтрак?
А еще отказ от индексации означает, что получатели социальных выплат не смогут покрыть хотя бы частично расходы на ЖКХ. Как следствие, за неуплату их могут выселить.
Власти старательно готовят – чтобы потрафить Еврокомиссии и лично фон дер Ляйен – стирание целых социальных страт в многослойном пироге французского общества. Их идеал – мало сверхбогачей, чуть больше – обеспеченного среднего класса, а дальше – бедняки и нищие. Такого рода эксперимент даст, кстати, и возможность армейского рекрутирования, если и когда Франция решит с нами повоевать.
Для Макрона, убывающего сегодня с госвизитом на другой берег Ла-Манша, лично и персонально такого рода политическая картина – лучшая из возможных. Он получит, помимо еэсовского "одобрямс", в придачу к своим практически неограниченным прерогативам еще и возможность кого-то поощрять едой. Как поощряют в цирке дрессированных животных. И это – не гипотеза, а самое что ни есть вероятие того, что будет происходить во Франции уже в ближайшие месяцы.
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik

