https://radiosputnik.ru/20220507/neznakomka-1786810477.html
Родственные души: "Незнакомка" Блока и "Неизвестная" Крамского
Родственные души: "Незнакомка" Блока и "Неизвестная" Крамского
Родственные души: "Незнакомка" Блока и "Неизвестная" Крамского
Радио Sputnik, 07.05.2022
2022-05-07T07:00
2022-05-07T07:00
2022-05-07T07:00
сказано в эфире
андрей белый (бориc бугаев)
александр блок (поэт)
санкт-петербург
дом романовых
прага
александр ii
иван крамской
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/09/0f/1750183053_0:47:2048:1199_1920x0_80_0_0_15b1fca7253e013b72afac367404558f.jpg
Понять непонятное: что и как выдают за современное искусство
Не украл, а превратил в перформанс. Датский художник Йенс Хаанинг в знак протеста против условий оплаты труда безвозвратно взял у музея 84 тысячи долларов, которые изначально попросил для создания экспозиции. Спланированная кража оказалась его новой работой "Бери деньги и беги". Сотрудники музея пока не написали заявление в полицию, не понимая, как относиться к произошедшему. Как распознать произведение современного искусства, какие есть критерии его оценки и вызывают ли новые арт-объекты эстетическое удовольствие - выясняем в эфире радио Sputnik.
Гости:
- Матвей Левант, президент международной коллегии адвокатов "Левант и партеры";
- Павел Родькин, доцент НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения;
- Егор Кошелев, художник.
Левант: в российском законодательстве нет понятия "искусство".
Левант: акционисты, создавая произведения искусства, зачастую нарушают статьи уголовного кодекса. В рамках совершения преступления создается произведение искусства.
Левант: в искусстве нет рекламных кампаний. Есть эпатаж.
Родькин: современный потребитель перестал реагировать на "пощечину общественного вкуса".
Родькин: в искусстве должна сохраняться автономность, загадка.
Кошелев: контекст - ключевое слово.
Кошелев: есть коммерческие ярмарки, обладающие статусом. Там экспертному сообществу можно доверять.
audio/mpeg
Многие подозревают, что "Незнакомка" из стихотворения Блока в реальной жизни была дамой полусвета. Да и социальный статус "Неизвестной" Крамского современникам тоже был хорошо понятен. О шедеврах Блока и Крамского – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.В этот день … лет назадСедьмого мая 1906 года Александр Блок написал стихотворение "Незнакомка".Это был трудный период в жизни поэта. Он узнал, что у его любимой жены Любови Менделеевой, дочери великого ученого, вовсю разгорелся роман с Андреем Белым, которого Блок считал своим другом.Он был в отчаянии – и каждый день по вечерам уходил из дома, чтобы обойтись без сцен и мук ревности, успокоиться и забыться. В своих метаниях он наткнулся в Озерках, предместье Петербурга, на уютный маленький ресторанчик. Вскоре поэт стал там постоянным посетителем. Всегда занимал одно и то же место у окна, откуда открывался вид на железнодорожную станцию. Блок заказывал красное вино и пил до тех пор, пока не погружался в забытье.Он потом говорил, что его настроение было сродни состоянию Версилова – героя романа Достоевского "Подросток", который признавался: "Я люблю иногда от скуки, от ужасной душевной скуки… заходить в разные клоаки".Дату создания "Незнакомки" зафиксирует Андрей Белый. По его словам, Блок в полночь вернулся домой, где находился и Андрей Белый, "в мятом сюртуке, странно серый". На вопрос жены о причинах "окаменелости", ответил: "Да, Люба, я – пьяный", после чего вынул из кармана листок со строчками:И медленно, пройдя меж пьяными,Всегда без спутников, однаДыша духами и туманами,Она садится у окна...Стихи принесли ему славу. После этого Блок пригласил в Озерки своего товарища – публициста Евгения Иванова, который вспоминал: "Саша с какой-то нежностью ко мне, как Виргилий к Данте, указывал на "позолоченный крендель булочной" на вывеске в кафе. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня на тот путь, которым он велся в тот вечер, когда появилась Незнакомка".Впоследствии Блок скажет, что придуманная им в Озерках Незнакомка – это "не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе". Это – некий символ неприкаянности и ирреальности бытия. Хотя многие литературоведы подозревают, что "Незнакомка" в реальной жизни была обыкновенной дамой полусвета. Такой же, что изображена на картине Ивана Николаевича Крамского "Неизвестная" 1883 года.Писатель П.Д. Боборыкин так описывал это полотно: "Дама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа… Ее наряд – шляпа "Франциск", отделанная изящными легкими перьями, "шведские" перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто "Скобелев", украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет – все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот – кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества".Кстати, много позднее в частном собрании доктора Душана Фридриха в Праге был обнаружен этюд к "Неизвестной". Женщина на нем выглядит еще более высокомерной и вульгарной, она взирает с явным вызовом.Таким образом, современникам социальный статус "Неизвестной" был хорошо понятен: и одежда, и вызывающий взгляд, и роскошный облик говорят о том, что это – дама полусвета. И фон картины тоже хорошо понятен: на заднем плане виден Аничков дворец, к которому примыкает Александринский сквер, где в те времена собирались фешенебельные жрицы любви. Их месячный доход составлял от 250 до 1000 рублей. Для сравнения: фабричная работница зарабатывала 20 рублей, рабочий высшей категории – 100 рублей, унтер-офицер – 120.Критик Владимир Стасов, увидев картину, с иронией посоветовал Крамскому переименовать ее: не "Неизвестная", а "Кокотка в коляске".Писатель и художественный критик Павел Ковалевский говорил о героине картины: "Разве это не одно из исчадий больших городов, которые выпускают на улицы женщин презренных под их нарядами, купленными ценою женского целомудрия. Портрет действительно обличительного свойства. И за такое обличение художнику спасибо".А фраппированный всеми этими высказываниями Павел Михайлович Третьяков, которому Крамской предложил купить "Неизвестную", молча постоял перед картиной, а потом быстро покинул выставочный зал. Покупать полотно он не стал, чем художник был очень обижен.О прототипе героини картины Крамского ничего не известно: ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. Самыми распространенными являются две версии. Первая. Это – курская девушка-крестьянка Матрена Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был покорен ее красотой. Согласно второй версии, прототипом "Неизвестной" была княгиня Екатерина Юрьевская, морганатическая супруга Александра II. Впрочем, это крайне сомнительно. Всего три года назад император обвенчался с Юрьевской, а еще через год погиб в результате теракта. Члены Дома Романовых крайне негативно отнеслись к этому браку. После смерти Александра II княгиня Юрьевская фактически попала в опалу и уехала за границу. И вряд ли Крамской, приглашенный ко двору писать портреты Александра III и других членов Дома Романовых, стал бы без нужды рисковать своим весьма заметным положением и высокими гонорарами.В моей душе лежит сокровище,И ключ поручен только мне!Ты право, пьяное чудовище!Я знаю: истина в вине.Автор Владимир Бычков, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20220422/nabokov-1784485944.html
https://radiosputnik.ru/20220315/rumyantsev-1777722378.html
санкт-петербург
прага
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/09/0f/1750183053_0:7:2048:1543_1920x0_80_0_0_16a8e097b096040291234ba353ea49c3.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
андрей белый (бориc бугаев), александр блок (поэт), санкт-петербург, дом романовых, прага, александр ii, иван крамской, история, подкасты – радио sputnik
Сказано в эфире, Андрей Белый (Бориc Бугаев), Александр Блок (поэт), Санкт-Петербург, Дом Романовых, Прага, Александр II, Иван Крамской, история, Подкасты – Радио Sputnik
Многие подозревают, что "Незнакомка" из стихотворения Блока в реальной жизни была дамой полусвета. Да и социальный статус "Неизвестной" Крамского современникам тоже был хорошо понятен. О шедеврах Блока и Крамского – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.
Седьмого мая 1906 года Александр Блок написал стихотворение "Незнакомка".
Это был трудный период в жизни поэта. Он узнал, что у его любимой жены Любови Менделеевой, дочери великого ученого, вовсю разгорелся роман с Андреем Белым, которого Блок считал своим другом.
Он был в отчаянии – и каждый день по вечерам уходил из дома, чтобы обойтись без сцен и мук ревности, успокоиться и забыться. В своих метаниях он наткнулся в Озерках, предместье Петербурга, на уютный маленький ресторанчик. Вскоре поэт стал там постоянным посетителем. Всегда занимал одно и то же место у окна, откуда открывался вид на железнодорожную станцию. Блок заказывал красное вино и пил до тех пор, пока не погружался в забытье.
Он потом говорил, что его настроение было сродни состоянию Версилова – героя романа Достоевского "Подросток", который признавался: "Я люблю иногда от скуки, от ужасной душевной скуки… заходить в разные клоаки".
Дату создания "Незнакомки" зафиксирует Андрей Белый. По его словам, Блок в полночь вернулся домой, где находился и Андрей Белый, "в мятом сюртуке, странно серый". На вопрос жены о причинах "окаменелости", ответил: "Да, Люба, я – пьяный", после чего вынул из кармана листок со строчками:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Стихи принесли ему славу. После этого Блок пригласил в Озерки своего товарища – публициста Евгения Иванова, который вспоминал: "Саша с какой-то нежностью ко мне, как Виргилий к Данте, указывал на "позолоченный крендель булочной" на вывеске в кафе. Все это он показывал с большой любовью, как бы желая ввести меня на тот путь, которым он велся в тот вечер, когда появилась Незнакомка".
Впоследствии Блок скажет, что придуманная им в Озерках Незнакомка – это "не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе". Это – некий символ неприкаянности и ирреальности бытия. Хотя многие литературоведы подозревают, что "Незнакомка" в реальной жизни была обыкновенной дамой полусвета. Такой же, что изображена на картине Ивана Николаевича Крамского "Неизвестная" 1883 года.
Писатель П.Д. Боборыкин так описывал это полотно: "Дама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа… Ее наряд – шляпа "Франциск", отделанная изящными легкими перьями, "шведские" перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто "Скобелев", украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет – все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот – кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества".
Кстати, много позднее в частном собрании доктора Душана Фридриха в Праге был обнаружен этюд к "Неизвестной". Женщина на нем выглядит еще более высокомерной и вульгарной, она взирает с явным вызовом.
Таким образом, современникам социальный статус "Неизвестной" был хорошо понятен: и одежда, и вызывающий взгляд, и роскошный облик говорят о том, что это – дама полусвета. И фон картины тоже хорошо понятен: на заднем плане виден Аничков дворец, к которому примыкает Александринский сквер, где в те времена собирались фешенебельные жрицы любви. Их месячный доход составлял от 250 до 1000 рублей. Для сравнения: фабричная работница зарабатывала 20 рублей, рабочий высшей категории – 100 рублей, унтер-офицер – 120.
Критик Владимир Стасов, увидев картину, с иронией посоветовал Крамскому переименовать ее: не "Неизвестная", а "Кокотка в коляске".
Писатель и художественный критик Павел Ковалевский говорил о героине картины: "Разве это не одно из исчадий больших городов, которые выпускают на улицы женщин презренных под их нарядами, купленными ценою женского целомудрия. Портрет действительно обличительного свойства. И за такое обличение художнику спасибо".
А фраппированный всеми этими высказываниями Павел Михайлович Третьяков, которому Крамской предложил купить "Неизвестную", молча постоял перед картиной, а потом быстро покинул выставочный зал. Покупать полотно он не стал, чем художник был очень обижен.
О прототипе героини картины Крамского ничего не известно: ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. Самыми распространенными являются две версии. Первая. Это – курская девушка-крестьянка Матрена Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был покорен ее красотой. Согласно второй версии, прототипом "Неизвестной" была княгиня Екатерина Юрьевская, морганатическая супруга Александра II. Впрочем, это крайне сомнительно. Всего три года назад император обвенчался с Юрьевской, а еще через год погиб в результате теракта. Члены Дома Романовых крайне негативно отнеслись к этому браку. После смерти Александра II княгиня Юрьевская фактически попала в опалу и уехала за границу. И вряд ли Крамской, приглашенный ко двору писать портреты Александра III и других членов Дома Романовых, стал бы без нужды рисковать своим весьма заметным положением и высокими гонорарами.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.