Рейтинг@Mail.ru
Станиславский и "Театральный роман" Булгакова - Радио Sputnik, 16.01.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
01:39
Новости
00:00
4 мин
Контекст
00:56
2 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Контекст
03:53
2 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Контекст
06:55
2 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Контекст
17:58
2 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Контекст
23:58
2 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Узнать за 90 секунд
Чайкин
01:55
2 мин
Контекст
В контексте тектонических изменений
01:57
2 мин
Новости
Главные темы часа
02:00
4 мин
Профессор смотрит в мiръ
Дмитрий Евстафьев. Встреча Путина и Трампа, итоги переговоров в Эр-Рияде
02:04
24 мин
Профессор смотрит в мiръ
Дмитрий Евстафьев. Каким будет сотрудничество России и США?
02:30
24 мин
Контекст
Свобода слова по-европейски
02:54
2 мин
Узнать за 90 секунд
Куинджи
02:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
03:00
4 мин
Четко. Понятно
Дмитрий Василец. Счет Европе за Украину, США разворачиваются к России
03:04
49 мин
Контекст
Западная пропаганда: по проторенной дорожке
03:55
2 мин
Узнать за 90 секунд
Транссиб
03:57
2 мин
Новости
Главные темы часа
04:00
4 мин
Комиссар исчезает
Дмитрий Ольшанский. Выборы на Украине, русско-украинские отношения
04:04
50 мин
Контекст
В контексте тектонических изменений
04:56
2 мин
Узнать за 90 секунд
Автофутуризм
04:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
05:00
4 мин
Прямой эфир
Александр Малькевич. Борьба с мошенниками, фейковые медали
05:04
21 мин
Прямой эфир
Александр Малькевич. Продажа фейковых медалей, запрет YouTube в России
05:28
21 мин
Контекст
Свобода слова по-европейски
05:52
2 мин
Узнать за 90 секунд
Долгорукий
05:56
2 мин
Новости
Главные темы часа
06:00
4 мин
Профессор смотрит в мiръ
Дмитрий Евстафьев. Встреча Путина и Трампа, итоги переговоров в Эр-Рияде
06:04
24 мин
Профессор смотрит в мiръ
Дмитрий Евстафьев. Каким будет сотрудничество России и США?
06:30
24 мин
Контекст
Западная пропаганда: по проторенной дорожке
06:55
2 мин
Узнать за 90 секунд
Экономическое планирование
06:57
2 мин
Новости
Главные темы часа
07:00
4 мин
эКспрессо
В эфире
07:04
54 мин
Новости
Главные темы часа
08:00
4 мин
Стас разберется
В эфире
08:04
111 мин
Новости
Главные темы часа
10:00
4 мин
ИЗОЛЕНТА live
В эфире
10:04
111 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:04
22 мин
Узнать за 90 секунд
Метро Санкт-Петербурга
12:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:04
22 мин
Контекст
Свобода слова по-европейски
13:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Холмогорская резьба
В эфире
14:04
22 мин
Узнать за 90 секунд
Конюхов
14:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
14:30
3 мин
Холмогорская резьба
В эфире
14:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
19 мин
Контекст
В контексте тектонических изменений
15:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
19 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
16:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
16:07
19 мин
Узнать за 90 секунд
Куинджи
16:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Контекст
Западная пропаганда: по проторенной дорожке
17:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Вечер на радио Sputnik
В эфире
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Вечер на радио Sputnik
В эфире
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Долгорукий
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Обсудим?
В эфире
19:04
54 мин
Контекст
Свобода слова по-европейски
19:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
20:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Сиртаки
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Час Островского
Освящение автомобиля, отношение церкви к астрологии и народной медицине
21:04
54 мин
Контекст
В контексте тектонических изменений
21:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Быки
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Контекст
Западная пропаганда: по проторенной дорожке
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Анапа 94,1 FM
Волгоград 101,1 FM
Донецк 93.4 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Красноярск 99,9 FM
Луганск 96.6 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Ростов-на-Дону 99,2 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Хабаровск 93,8 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM

Станиславский и "Театральный роман" Булгакова

Станиславский и "Театральный роман" Булгакова
16 января 2022, 08:33
iО выпуске
Станиславский и "Театральный роман" Булгакова
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik Станиславский стал главным персонажем "Театрального романа". А герой романа – это сам Булгаков, который рассказывает собственную автобиографию. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков. Семнадцатого января 1863 года в Москве родился Константин Сергеевич Станиславский. Он происходил из известного и богатого рода купцов Алексеевых. Но вместо того, чтобы стать коммерсантом, Станиславский всю свою жизнь посвятил театру – МХАТу. Третьего июля 1897 года в результате многочасовых обсуждений в ресторане "Славянский базар" Станиславский и Немирович-Данченко решили создать народный театр, ныне известный под аббревиатурой МХАТ. Ресторан этот находился на Никольской. Здание сохранилось, но большая часть помещений, в которых располагался ресторан, ныне находятся в руинированном состоянии. Владимир Алексеевич Гиляровский в книге "Москва и москвичи" так описал этот храм русской кухни: фешенебельный "Славянский базар" с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли, и… аферисты, и петербургские шулера, устраивавшие картежные игры в двадцатирублевых номерах. Инициатором встречи выступил Немирович-Данченко. Станиславский потом вспоминал: переговоры длились без перерыва восемнадцать часов. Мировая конференция народов не обсуждает своих важных государственных вопросов с такой точностью, с какой мы обсуждали тогда основы будущего дела… Было решено, что мы создаем народный театр – приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский. Подробно рассматривался состав труппы будущего театра. "В протокол было записано: "Литературное veto принадлежит Немировичу-Данченко, художественное – Станиславскому"". Театр должен был быть "общедоступным". Это тогда означало, что билеты в него будут дешевыми. Значит, нужны будут спонсоры, чтобы окупать столь дорогостоящее предприятие. Искусство требует жертв! Спонсоры, слава богу, нашлись достаточно легко. Среди них – знаменитый Савва Морозов и нефтепромышленник Николай Тарасов. Художественно-общедоступный театр открылся 26 октября 1898 года постановкой трагедии Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович". А 17 декабря 1898 года состоялась премьера чеховской "Чайки". Революция не сильно повлияла на театр. Просто изменился репертуар. В 1928 году, выступая на мхатовском юбилее, Станиславский благодарил правительство за то, что старикам МХАТа не пришлось быстро перекрашиваться в красный цвет, что им дали возможность естественно эволюционировать, органически "врастая" в новую жизнь... Политпросвет не давал разрешения на постановку пьесы Булгакова "Дни Турбиных". Сталин, узнав об этом, заинтересовался. Ему устроили во МХАТе закрытый просмотр. Кроме вождя в ложах сидели другие руководители партии и правительства. А в зале – партаппартчики рангом пониже. Сталин во время спектакля молчал – и зал безмолвствовал. А после окончания пьесы вождь подошел к барьеру ложи, оглядел растерянных присутствующих, которые не знали, что делать: свистеть или аплодировать, выдержал театральную паузу, почти по Станиславскому, а потом зааплодировал. В зале немедленно вспыхнули бурные аплодисменты, переходящие в овацию. В правительственном кабинете при ложе был накрыт стол: фрукты, вино, конфеты. Подняв бокал с вином, Сталин обратился к Станиславскому: "Скажите, Константин Сергеевич, сколь часто наши неучи из политпросвета мешают вам, выдающимся русским художникам?" Станиславский растерялся: "Простите, не понял..." Сталин пояснил: "Вам же приходится сдавать спектакли политическим недорослям, далеким от искусства... Вас контролируют невежды из охранительных ведомств, которые только и умеют, что тащить и не пущать... Вот меня и волнует: очень ли мешают вам творить эти проходимцы?" Станиславский придвинулся к вождю и прошептал: "Иосиф Виссарионович, тише, здесь же кругом ГПУ!" Сталин расхохотался. Станиславский стал главным персонажем неоконченного булгаковского "Театрального романа". Под именем Ивана Васильевича. Герой романа – это alter ego Булгакова (который, собственно, рассказывает свою автобиографию) – принес пьесу в театр. Максудов-Булгаков так описывает первую встречу с отцом-основателем Независимого театра: "Он был точно такой же, как на портрете, только немножко свежее и моложе. Черные его, чуть тронутые проседью усы были прекрасно подкручены. На груди, на золотой цепи, висел лорнет. Иван Васильевич поразил меня очаровательностью своей улыбки". Пройдет час-другой, и Максудов увидит другого Ивана Васильевича: "Улыбка постепенно сползала с его лица, и я вдруг увидел, что глаза у него совсем не ласковые". Иван Васильевич, не переносивший выстрелов на сцене, пытался заменить в пьесе Максудова-Булгакова револьверы на кинжалы. Мало этого: Иван Васильевич потребовал, чтобы молодую героиню, сестру, "превратили в мать", и по окончании чтения заявил автору, что "теперь вам надо начать работать над этим материалом". Поражало Булгакова и применение на практике знаменитой "системы Станиславского": "Иван Васильевич, пятьдесят пять лет занимающийся режиссерской работою, изобрел широко известную и, по общему мнению, гениальную теорию о том, как актер должен был подготовлять свою роль. Я ни одной минуты не сомневаюсь в том, что теория была действительно гениальна, но меня привело в отчаяние применение этой теории на практике... Я усомнился в теории Ивана Васильевича. Да! Это страшно выговорить, но это так... Эта система не была, очевидно, приложима к моей пьесе, а, пожалуй, была и вредна ей". И еще о системе Станиславского глазами Максудова-Булгакова: "Иван Васильевич, подбодряя выходивших на сцену и плохо зная в лицо новых, поступивших в этом году в подсобляющий состав, вовлек в сочинение воздушного письма юного вихрастого бутафора, мыкавшегося с краю сцены. – А вам что же, – закричал Иван Васильевич, – вам отдельное приглашение присылать? Бутафор уселся на стул и стал вместе со всеми писать в воздухе и плевать на пальцы. По-моему, он делал это не хуже других, но при этом как-то сконфуженно улыбался и был красен. Это вызвало окрик Ивана Васильевича: – А это что за весельчак с краю? Как его фамилия? Он, может быть, в цирк хочет поступить? Что за несерьезность? – Бутафор он! Бутафор, Иван Васильевич! – застонал Фома, а Иван Васильевич утих, а бутафора выпустили с миром"... Надо отдать должное Константину Сергеевичу: со временем он признал не только безусловный драматургический дар Михаила Афанасьевича, но и его режиссерский, и даже актерский талант. Булгаков взял эпиграфом к "Театральному роману" слова Иоанна Златоуста из Послания к римлянам, от которых потом отказался: "Коемуждо по делом его..." – каждому по делам его. В "Театральном романе" выведены и многие известные актеры МХАТа: Качалов, Лужский, Станицын, Лилина, Книппер-Чехова, Хмелёв, Яншин, а также советские литераторы: Алексей Толстой, Пильняк, Катаев, Киршон. Сохранился рассказ вдовы Булгакова, Елены Сергеевны, о предполагавшемся окончании романа: "Булгаков хотел изобразить взвинченную, нервозную обстановку первого представления, стычки в зале и за кулисами врагов и почитателей дебютанта. И вот премьера позади. Пренебрежительные, оскорбительные отзывы театральной прессы глубоко ранят Максудова. На него накатывает острый приступ меланхолии, нежелания жить. Он едет в город своей юности – конечно же, Киев. Простившись с городом, герой бросается головой вниз с Цепного моста, оставляя письмо, которым начат роман..." И вот что любопытно: на момент создания "Театрального романа" Цепного моста в Киеве давно не существовало – он был взорван еще во время Гражданской войны. На его месте построили другой мост – балочной конструкции. И этот факт ставит под сомнение слова рассказчика, от лица которого написан пролог. Тем более что он говорит: сообщаю читателю, что самоубийца никакого отношения ни к драматургии, ни к театрам никогда в жизни не имел, оставаясь тем, чем он и был, маленьким сотрудником газеты "Вестник пароходства". Из этого можно сделать сам собою напрашивающийся вывод: весь роман Максудова – это мистификация и фантазия. Это своего рода охранная грамота: дескать, что вы хотите от вымышленной истории? Однако сказка ложь, да в ней намек. В общем, Булгаков сумел найти тонкий ход, который ему позволил под маской Максудова и посмеяться, и поквитаться с театральным миром, который, возможно, и свел его так рано в могилу. В этом выпуске вы также услышите: – Индийский проект Наполеона и Павла I. – Оренбургский военный губернатор князь Волконский.
Читать в
Дзен
Станиславский стал главным персонажем "Театрального романа". А герой романа – это сам Булгаков, который рассказывает собственную автобиографию. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Семнадцатого января 1863 года в Москве родился Константин Сергеевич Станиславский. Он происходил из известного и богатого рода купцов Алексеевых. Но вместо того, чтобы стать коммерсантом, Станиславский всю свою жизнь посвятил театру – МХАТу.
Третьего июля 1897 года в результате многочасовых обсуждений в ресторане "Славянский базар" Станиславский и Немирович-Данченко решили создать народный театр, ныне известный под аббревиатурой МХАТ.
Ресторан этот находился на Никольской. Здание сохранилось, но большая часть помещений, в которых располагался ресторан, ныне находятся в руинированном состоянии.
© РИА Новости | Перейти в медиабанкНародные артисты СССР и театральные деятели Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко
Народные артисты СССР и театральные деятели Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко  - РИА Новости, 1920, 16.01.2022
Народные артисты СССР и театральные деятели Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко
Владимир Алексеевич Гиляровский в книге "Москва и москвичи" так описал этот храм русской кухни: фешенебельный "Славянский базар" с дорогими номерами, где останавливались петербургские министры, и сибирские золотопромышленники, и степные помещики, владельцы сотен тысяч десятин земли, и… аферисты, и петербургские шулера, устраивавшие картежные игры в двадцатирублевых номерах.
Инициатором встречи выступил Немирович-Данченко. Станиславский потом вспоминал: переговоры длились без перерыва восемнадцать часов. Мировая конференция народов не обсуждает своих важных государственных вопросов с такой точностью, с какой мы обсуждали тогда основы будущего дела…
Было решено, что мы создаем народный театр – приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский. Подробно рассматривался состав труппы будущего театра. "В протокол было записано: "Литературное veto принадлежит Немировичу-Данченко, художественное – Станиславскому"".
Театр должен был быть "общедоступным". Это тогда означало, что билеты в него будут дешевыми. Значит, нужны будут спонсоры, чтобы окупать столь дорогостоящее предприятие. Искусство требует жертв! Спонсоры, слава богу, нашлись достаточно легко. Среди них – знаменитый Савва Морозов и нефтепромышленник Николай Тарасов.
Художественно-общедоступный театр открылся 26 октября 1898 года постановкой трагедии Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович". А 17 декабря 1898 года состоялась премьера чеховской "Чайки".
Революция не сильно повлияла на театр. Просто изменился репертуар.
В 1928 году, выступая на мхатовском юбилее, Станиславский благодарил правительство за то, что старикам МХАТа не пришлось быстро перекрашиваться в красный цвет, что им дали возможность естественно эволюционировать, органически "врастая" в новую жизнь...
Политпросвет не давал разрешения на постановку пьесы Булгакова "Дни Турбиных". Сталин, узнав об этом, заинтересовался. Ему устроили во МХАТе закрытый просмотр. Кроме вождя в ложах сидели другие руководители партии и правительства. А в зале – партаппартчики рангом пониже.
© РИА Новости / Федор Кислов | Перейти в медиабанкГенералиссимус Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин
Генералиссимус Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин - РИА Новости, 1920, 16.01.2022
Генералиссимус Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин
Сталин во время спектакля молчал – и зал безмолвствовал. А после окончания пьесы вождь подошел к барьеру ложи, оглядел растерянных присутствующих, которые не знали, что делать: свистеть или аплодировать, выдержал театральную паузу, почти по Станиславскому, а потом зааплодировал. В зале немедленно вспыхнули бурные аплодисменты, переходящие в овацию.
В правительственном кабинете при ложе был накрыт стол: фрукты, вино, конфеты. Подняв бокал с вином, Сталин обратился к Станиславскому:
"Скажите, Константин Сергеевич, сколь часто наши неучи из политпросвета мешают вам, выдающимся русским художникам?"
Станиславский растерялся: "Простите, не понял..."
Сталин пояснил: "Вам же приходится сдавать спектакли политическим недорослям, далеким от искусства... Вас контролируют невежды из охранительных ведомств, которые только и умеют, что тащить и не пущать... Вот меня и волнует: очень ли мешают вам творить эти проходимцы?"
Станиславский придвинулся к вождю и прошептал: "Иосиф Виссарионович, тише, здесь же кругом ГПУ!"
Сталин расхохотался.
Станиславский стал главным персонажем неоконченного булгаковского "Театрального романа". Под именем Ивана Васильевича.
Герой романа – это alter ego Булгакова (который, собственно, рассказывает свою автобиографию) – принес пьесу в театр.
Максудов-Булгаков так описывает первую встречу с отцом-основателем Независимого театра: "Он был точно такой же, как на портрете, только немножко свежее и моложе. Черные его, чуть тронутые проседью усы были прекрасно подкручены. На груди, на золотой цепи, висел лорнет. Иван Васильевич поразил меня очаровательностью своей улыбки". Пройдет час-другой, и Максудов увидит другого Ивана Васильевича: "Улыбка постепенно сползала с его лица, и я вдруг увидел, что глаза у него совсем не ласковые".
Иван Васильевич, не переносивший выстрелов на сцене, пытался заменить в пьесе Максудова-Булгакова револьверы на кинжалы.
Мало этого: Иван Васильевич потребовал, чтобы молодую героиню, сестру, "превратили в мать", и по окончании чтения заявил автору, что "теперь вам надо начать работать над этим материалом".
Поражало Булгакова и применение на практике знаменитой "системы Станиславского":
"Иван Васильевич, пятьдесят пять лет занимающийся режиссерской работою, изобрел широко известную и, по общему мнению, гениальную теорию о том, как актер должен был подготовлять свою роль.
Я ни одной минуты не сомневаюсь в том, что теория была действительно гениальна, но меня привело в отчаяние применение этой теории на практике... Я усомнился в теории Ивана Васильевича. Да! Это страшно выговорить, но это так... Эта система не была, очевидно, приложима к моей пьесе, а, пожалуй, была и вредна ей".
© РИА Новости / Евгений Одиноков | Перейти в медиабанкЗдание МХТ им. Чехова в Камергерском переулке
Здание МХТ им. Чехова в Камергерском переулке - РИА Новости, 1920, 16.01.2022
Здание МХТ им. Чехова в Камергерском переулке
И еще о системе Станиславского глазами Максудова-Булгакова:
"Иван Васильевич, подбодряя выходивших на сцену и плохо зная в лицо новых, поступивших в этом году в подсобляющий состав, вовлек в сочинение воздушного письма юного вихрастого бутафора, мыкавшегося с краю сцены.
– А вам что же, – закричал Иван Васильевич, – вам отдельное приглашение присылать?
Бутафор уселся на стул и стал вместе со всеми писать в воздухе и плевать на пальцы. По-моему, он делал это не хуже других, но при этом как-то сконфуженно улыбался и был красен.
Это вызвало окрик Ивана Васильевича:
– А это что за весельчак с краю? Как его фамилия? Он, может быть, в цирк хочет поступить? Что за несерьезность?
– Бутафор он! Бутафор, Иван Васильевич! – застонал Фома, а Иван Васильевич утих, а бутафора выпустили с миром"...
Надо отдать должное Константину Сергеевичу: со временем он признал не только безусловный драматургический дар Михаила Афанасьевича, но и его режиссерский, и даже актерский талант.
Булгаков взял эпиграфом к "Театральному роману" слова Иоанна Златоуста из Послания к римлянам, от которых потом отказался: "Коемуждо по делом его..." – каждому по делам его.
В "Театральном романе" выведены и многие известные актеры МХАТа: Качалов, Лужский, Станицын, Лилина, Книппер-Чехова, Хмелёв, Яншин, а также советские литераторы: Алексей Толстой, Пильняк, Катаев, Киршон.
Сохранился рассказ вдовы Булгакова, Елены Сергеевны, о предполагавшемся окончании романа: "Булгаков хотел изобразить взвинченную, нервозную обстановку первого представления, стычки в зале и за кулисами врагов и почитателей дебютанта. И вот премьера позади. Пренебрежительные, оскорбительные отзывы театральной прессы глубоко ранят Максудова. На него накатывает острый приступ меланхолии, нежелания жить. Он едет в город своей юности – конечно же, Киев. Простившись с городом, герой бросается головой вниз с Цепного моста, оставляя письмо, которым начат роман..."
И вот что любопытно: на момент создания "Театрального романа" Цепного моста в Киеве давно не существовало – он был взорван еще во время Гражданской войны. На его месте построили другой мост – балочной конструкции. И этот факт ставит под сомнение слова рассказчика, от лица которого написан пролог. Тем более что он говорит: сообщаю читателю, что самоубийца никакого отношения ни к драматургии, ни к театрам никогда в жизни не имел, оставаясь тем, чем он и был, маленьким сотрудником газеты "Вестник пароходства". Из этого можно сделать сам собою напрашивающийся вывод: весь роман Максудова – это мистификация и фантазия. Это своего рода охранная грамота: дескать, что вы хотите от вымышленной истории? Однако сказка ложь, да в ней намек. В общем, Булгаков сумел найти тонкий ход, который ему позволил под маской Максудова и посмеяться, и поквитаться с театральным миром, который, возможно, и свел его так рано в могилу.
В этом выпуске вы также услышите:
– Индийский проект Наполеона и Павла I.
– Оренбургский военный губернатор князь Волконский.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Дмитрий Пучков. В Эр-Рияде завершились переговоры, Зеленский в АнкареЕвропа в пролетеГлавные темы часа. 01:00Дмитрий Пучков. Маркировка конфет, выборы на Украине, премия BAFTAКолоссальные потери: как по США ударили их же санкцииТранссибГлавные темы часа. 02:00Евгений Примаков. Большая битва: война Китая и СШАЕвгений Примаков. Политика Трампа: как США развивают отношения с миром?Антироссийские санкции: кто остался на бобахФордГлавные темы часа. 03:00Анатолий Вассерман. Откуда взялась русофобия?Анатолий Вассерман. Зарождение русофобии в ЕвропеКуинджиГлавные темы часа. 04:00Ростислав Ищенко. Переговоры между Россией и США, Европа против ТрампаРостислав Ищенко. Как меняется отношение Запада к Украине?КонюховГлавные темы часа. 05:00Армен Гаспарян. Переговоры в Эр-Рияде, безоружная ЕвропаАрмен Гаспарян. Будущее Украины после переговоров России и СШАСуперлазерГлавные темы часа. 06:00Метро Санкт-ПетербургаГлавные темы часа. 07:00Итоги переговоров в Эр-Рияде, буллинг в школах и празднование МасленицыГлавные темы часа. 08:00"Большая игра" Путина и Трампа: как прошли переговоры в Эр-Рияде?СиртакиГлавные темы часа. 09:00Планы Путина и Трампа, гендерное равенство, проблема бездомных животныхГлавные темы часа. 11:00Успехи РФ в Эр-Рияде, милитаризация Европы, борьба с нелегальной миграциейГлавные темы часа. 12:00Келлог в Киеве, встреча Путина и Трампа, оплата ЖКУ, траты россиян на досугГлавные темы часа. 12:30Прописка в апартаментах и возвращение голливудских фильмов в РФГлавные темы часа. 13:00Сотрудничество РФ и США в Арктике, ситуация в Курской областиГлавные темы часа. 13:30Нелегитимность Зеленского, переговоры РФ и США, дело против Пономарева*Главные темы часа. 14:00Александр Малькевич. Борьба с мошенниками, фейковые медалиГлавные темы часа. 14:30Александр Малькевич. Продажа фейковых медалей, запрет YouTube в РоссииГлавные темы часа. 15:00Отношения России и США, 16 пакет санкций, продажа европейского винаГлавные темы часа. 15:30"Золотые визы" в России, доступ газовщика в квартиры, защита от мошенниковГлавные темы часа. 16:00Алексей Ивахненко. Как живет Горловка после освобождения Торецка?Герберт УэллсГлавные темы часа. 16:30Советы родителям: кто такие подростки и о чем с ними говоритьГлавные темы часа. 17:00Дмитрий Евстафьев. Встреча Путина и Трампа, итоги переговоров в Эр-РиядеГлавные темы часа. 17:30Дмитрий Евстафьев. Каким будет сотрудничество России и США?Главные темы часа. 18:00Руслан Осташко. Россия, Украина, США: о чем будут договариваться страны?Главные темы часа. 19:00Руслан Осташко. Жесткое заявление Трампа о ЗеленскомГлавные темы часа. 20:00Дмитрий Василец. Счет Европе за Украину, США разворачиваются к РоссииПередвижение домовГлавные темы часа. 21:00Дмитрий Ольшанский. Выборы на Украине, русско-украинские отношенияГлавные темы часа. 22:00Дмитрий Евстафьев. Встреча Путина и Трампа, итоги переговоров в Эр-РиядеГлавные темы часа. 22:30Дмитрий Евстафьев. Каким будет сотрудничество России и США?МагомаевГлавные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Западная пропаганда: по проторенной дорожкеСтраусыГлавные темы часа. 01:00Станиславский и "Театральный роман" Булгакова