Рейтинг@Mail.ru
О чем запретили говорить. Тайна крушения поезда Александра III - Радио Sputnik, 29.10.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Прямая линия с президентом
Итоги 2025 года с Владимиром Путиным. Прямая трансляция
11:55
0 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
19 мин
Контекст
Фермеры взялись за трактора
15:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
19 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
16:04
22 мин
Узнать за 90 секунд
Миротворец номер 1: Николай II и безопасность планеты
16:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
16:33
25 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:33
25 мин
Контекст
Комплекс идей для современной России
17:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Пятница, вечер!
В эфире
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Пятница, вечер!
В эфире
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Легендарный остров нашелся рядом с Испанией
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Пятница, вечер!
В эфире
19:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Пятница, вечер!
В эфире
19:33
25 мин
Контекст
В ногу с геополитикой: Минобороны не остановится на достигнутом
19:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Ага, тот самый Бочарик
В эфире
20:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Ага, тот самый Бочарик
В эфире
20:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Холод и красота: как ледники повлияли на облик России
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
21:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:36
22 мин
Контекст
Фермеры взялись за трактора
21:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Санкции
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Контекст
Комплекс идей для современной России
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91.2 FM
Москва 91.2 FM
Санкт-Петербург 91.5 FM
Анапа 94.1 FM
Балтийск 94.7 FM
Владивосток 97.7 FM
Волгоград 101.1 FM
Донецк 93.4 FM
Екатеринбург 91.4 FM
Казань 105.8 FM
Калининград 87.7 FM
Киров 101.0 FM
Краснодар 97.8 FM
Красноярск 99.9 FM
Кропоткин 91.5 FM
Луганск 96.6 FM
Нижний Новгород 90.8 FM
Новосибирск 92.4 FM
Пермь 91.2 FM
Псков 102.6 FM
Ростов-на-Дону 99.2 FM
Самара 99.1 FM
Саратов 105.8 FM
Севастополь 105.6 FM
Симферополь 102.3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102.8 FM
Уфа 91.1 FM
Хабаровск 93.8 FM
Херсон 88.1 FM
Челябинск 99.5 FM
Якутск 103.6 FM
Авторы

О чем запретили говорить. Тайна крушения поезда Александра III

© РИА НовостиПаровоз, отремонтированный рабочими на одном из первых субботников
Паровоз, отремонтированный рабочими на одном из первых субботников - РИА Новости, 1920, 29.10.2020
Читать в
Дзен
"Все падало и трещало как в Судный день… Все грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мертвая тишина, как будто в живых никого не осталось". Так императрица Мария Федоровна описывала крушение поезда, в котором ехал Александр III.
Крушение поезда Невский экспресс в Тверской области - РИА Новости, 1920, 30.06.2020
Роковой маршрут: поезд поглотило болото
Императорский состав сошел с рельсов 29 октября 1888 года у станции Борки под Харьковом. Погиб 21 человек. Пострадали 68 пассажиров. Но император и его семья необычайным образом уцелели. Это назвали чудесным спасением, а на месте происшествия поставили церковь.
Из этой истории, наверное, каждый помнит эпизод, как император на собственных плечах держал обрушившуюся крышу вагона, чтобы его близкие и прислуга могли выбраться. Этот подвиг не прошел бесследно для здоровья Александра III. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что у царя на этом фоне развилась почечная болезнь, которая и свела его в могилу через шесть лет. Хотя есть и другая версия – что он умер в результате заболевания сердца.
Что же было причиной таинственного железнодорожного происшествия 1888 года?
Нарушение техники безопасности
Во главе расследования встал прокурор уголовного кассационного департамента Сената Анатолий Кони. Он руководил работой из Петербурга. На место трагедии приехали управляющий Обществом Юго-Западных железных дорог Сергей Витте и директор Харьковского политехнического института Виктор Кирпичев. Их пригласил главный инспектор железных дорог барон Шернваль, который ехал в императорском поезде и сломал ногу.
Вагоны были в хорошем состоянии, прослужили десять лет без единой аварии. Но не обошлось без нарушения правил. В пассажирском поезде допускалось 42 оси. А в императорском было 64. Состоял он из 15 вагонов. Весил не меньше грузового, но ехал по тем временам очень быстро – со скоростью 68 километров в час.
Еще один любопытный штрих. Везли состав сразу два паровоза – товарный и пассажирский. Еще одно нарушение правил! Первый мог ехать со скоростью не больше 58 километров в час, а второй – разгоняться аж до 82 километров в час.
Два паровоза ехали в разных ритмах на единой скорости 68 километров в час. По версии следствия, таким образом, они расшатали верхнее строение пути частной железной дороги. И тут произошла катастрофа. Когда состав проезжал по высокой насыпи около 10 метров, второй паровоз практически провалился между разошедшимися рельсами.
Из 15 вагонов десять сошли с пути и повалились влево. В начале состава находились легкие вагоны с прислугой. Тяжелые царские вагоны навалились на них своей массой и практически их раздавили. Один из вагонов был полностью уничтожен. В нем ехали придворные и буфетная прислуга. Тела этих людей нашли в обезображенном виде.
«
"Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться", – писала Мария Федоровна своему брату греческому королю Георгу.
Мария Федоровна
императрица
Воротная башня Шлиссельбургской крепости - РИА Новости, 1920, 05.10.2020
Опасный младенец: за что ребенка годами держали в тюрьме
Неисправности на дороге
Еще одна версия – подкачало само железнодорожное полотно: состояние путей оставляло желать лучшего. Именно на этом настаивал один из расследователей Виктор Кирпичев. По его словам, в катастрофе были виноваты гнилые шпалы. И, кстати, по этой части нашли виновного. Был такой подрядчик строительства Курско-Харьковской линии Самуил Поляков. Он умер за два месяца до происшествия. И его посмертно обвинили в низком качестве железной дороги. А именно камнем преткновения назвали некачественный балластный гравий под шпалами. Якобы он не смог снизить колебания.
Заодно отправили в отставку министра путей сообщения и главного инспектора железных дорог. А Витте назначили директором императорских железных дорог.
И то, и другое, и третье
Анатолий Кони вспоминал, что версий была масса. Каждая заинтересованная сторона пыталась перетянуть одеяло на себя. Одни искали признаки политического преступления. При этом оперировали какими-то нелепыми доносами и вымыслами без доказательств. Другие предполагали, что люди из сопровождения государя могли отдать приказ машинистам разогнать поезд до невероятной скорости.
«
"Третьи во всем обвиняли правление и управление Поляковской дороги, хищнически эксплуатировавшие все предприятие ввиду наступавшего вскоре срока выкупа железной дороги казною; четвертые придавали всему характер простой несчастной случайности, и, наконец, пятые, в том числе прокурор судебной палаты Закревский, с поспешной впечатлительностью переходили от одного взгляда к другому", – писал прокурор.
Анатолий Кони
прокурор уголовного кассационного департамента Сената
В итоге официальная экспертиза, по воспоминаниям Кони, показала, что крушение произошло из-за того, что тяжелый поезд ехал слишком быстро на слабом пути. Состав весил вдвое больше положенного, а гнилые шпалы держали рельсы в 14 раз слабее, чем нужно. Пришла к такому выводу "целая группа особо сведущих в железнодорожном деле лиц".
А может, все-таки теракт?
Не исключено, что это был теракт. Однако сам император приказал не продвигать такую версию. По крайней мере, свидетельства тому есть в истории. Если бы общественность узнала о диверсии или теракте, это могло бы вдохновить последующих террористов, считали при дворе. Еще свежи были в народной памяти события 1881 года, когда Александра II убили в Санкт-Петербурге, кинув в него бомбу. А всего за год до крушения поезда власти повесили семерых последователей партии "Народная Воля", готовивших покушение на Александра III. Среди них был брат Владимира Ленина Александр Ульянов.
В пользу теракта как причины железнодорожной катастрофы есть довольно весомые доводы. По характеру повреждений поезда можно предположить, что произошел взрыв. Военный министр Владимир Сухомлинов и сын инспектора императорских поездов Михаил фон Таубе в своих воспоминаниях писали как раз о бомбе. И даже утверждали, что ее якобы заложил помощник повара, связанный с революционными организациями. Взрывное устройство он вроде бы разместил в вагоне-столовой, рассчитал время взрыва к моменту императорского завтрака, сошел с поезда незадолго до происшествия и скрылся за границей.
Революционер-народоволец, старший брат В. И. Ленина Александр Ильич Ульянов. - РИА Новости, 1920, 12.04.2020
Отравленная картечь: за что казнили брата Ленина
Великая княжна Ольга Александровна, которой на момент крушения было шесть лет, в мемуарах вспоминала, что поезд резко покачнулся, а затем вагон-столовую разорвало, как консервную банку, колеса и половину вагона отрезало взрывом. И в царской семье об аварии говорили исключительно как о теракте.
Однако смущает то, что мемуары эти со слов Ольги записал писатель Йен Воррес. Рассказывала она ему о событиях из детства в весьма преклонном возрасте. А издал книгу автор вообще после ее смерти. Более того, в момент крушения Ольга находилась не вместе со всеми в вагоне-столовой. Она была в следующем вагоне, вместе с няней ждала пудинг, который так и не принесли. Из поезда их выбросило на насыпь.
«
"Хорошо помню, как со стола упали две вазы из розового стекла при первом же ударе и разбились вдребезги. Я испугалась. Нана посадила меня к себе на колени и обняла…. Потом я почувствовала, что прижимаюсь лицом к мокрой земле", – рассказывала Ольга писателю.
Ольга Александровна
Великая княжна
До сих пор не установлены истинные причины крушения царского поезда. Версия о превышении скорости и неисправности путей считается приоритетной. История с терактом – больше похожей на правду. Возможно, однажды мы узнаем, что произошло на самом деле. Пока же тайна останется тайной.
Автор Мила Журавлева, радио Sputnik
Портрет императора Александра II - РИА Новости, 1920, 06.06.2020
Пистолет или бомба – на выбор: интеллигентный террор
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Михаил Хазин. Криптовалюта вместо налички и перестройка мировой экономикиСтоунхенджВ числе лидеров: Россия на пути к технологическому суверенитетуГлавные темы часа. 01:00Михаил Хазин. Цены на недвижимость в 2026 году, дело ДолинойГжатскБерлинский раунд: Киев отдаляет мирГлавные темы часа. 02:00Дмитрий Евстафьев. Деградация Европы: куда пропали сильные политики?Дмитрий Евстафьев. Трамп против Венесуэлы, слабость европейских политиковВенераКошмар не закончился: Израиль ждет новых терактовГлавные темы часа. 03:00Дмитрий Василец. Проблемы новых регионов: как их будут решать?Война и мирГлавные темы часа. 04:00Киев смирился с потерей Донбасса, борьба с перенаселением городовСуперлазерГлавные темы часа. 05:00Егор Холмогоров. Коллегия Минобороны: как развивается наступление ВС РФ?Вторая жизнь дирижаблестроенияЕгор Холмогоров. Дело Долиной: как оно изменит судебную практику?ЧайкинГлавные темы часа. 06:00КуинджиГлавные темы часа. 07:00Обращение Трампа к нации, Путин в "Простоквашино", "Щелкунчик" за миллионГлавные темы часа. 08:00Валерий Корнеев. Отмена части санкций, судьба российских активов, Трамп и нефтьКожаГлавные темы часа. 09:00Генри Сардарян. Трамп против Мадуро, Мелони и политика ЕС, переговоры по УкраинеГлавные темы часа. 10:00Вопросы для Путина, запреты от депутатов, налоги и ставка ЦБГлавные темы часа. 12:00Предотвращение теракта, коррупция Киева, дело Долиной, нормы для банковских картРациональность, а не леньГлавные темы часа. 12:30Как изменилась Германия при Мерце и что будет с экономикой ФРГГлавные темы часа. 13:00Идеологическая триада для России и противостояние Трампа и МадуроПо нарастающей: Трамп взялся за Венесуэлу "по-взрослому"Главные темы часа. 13:30Как Россия возвращается в мировой спортГлавные темы часа. 14:00Андрей Школьников. Чем опасны заявления о выгоде торговых союзов?ГригоровичГлавные темы часа. 14:30Андрей Школьников."Золотая акция" как способ выживанияГлавные темы часа. 15:00"Дело Миндича" , медленное умирание Лувра и закон для самозанятых таксистовВо все тяжкие: Берлин намерен сделать Украину военным тараномГлавные темы часа. 15:30Петр Белый. Лишний вес: как победить "тихую" эпидемию?Главные темы часа. 16:00Взгляд в будущее: как ROX Motor планирует изменить авторынок в России?Главные темы часа. 16:30Главные темы часа. 17:00Олег Абрамов (Radio Tapok) о музыке вне трендовГлавные темы часа. 17:30Олег Абрамов (Radio Tapok): моя музыка - "не формат"Суд поставил точку: сделки с жильем возьмут под жесткий контрольГлавные темы часа. 18:00Провал аферы Зеленского с КупянскомГлавные темы часа. 18:30Что делят украинские власти?Пространства России будут бороздить летающие составыГлавные темы часа. 19:00Обсудим? Последний саммит ЕС, острова с ББД и оружие массового уничтоженияГлавные темы часа. 20:00Вибратор-шпион, секс после 60-ти и причина бессонницы альфачейМоцартГлавные темы часа. 21:00Оправдание рукоприкладства, новая идеология РФ и работа "книжников"Главные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Рыцари и самураи: почему в Британии и Японии левосторонне движениеГлавные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Драка за легендарный суперкладГлавные темы часа. 01:00Лунный факторГлавные темы часа. 02:00Встать, суд идет!Любовь и смерть: как "певец революции" связал жизнь с двойным агентомГлавные темы часа. 03:00Миротворец номер 1: Николай II и безопасность планетыГлавные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Бревно в своем глазуЛунаГлавные темы часа. 07:00Вопросы россиян к Путину, Трамп покоряет Луну, тайный СантаГлавные темы часа. 08:00Михаил Хазин. Кредиторы Украины и финансы Киева, активы РФ и ключевая ставка ЦБВычисленияГлавные темы часа. 09:00Светлана Журова. Давление на Киев, РФ и НАТО, будущее российского спортаГлавные темы часа. 10:00ChatGPT приводит к безумиюГлавные темы часа. 11:00Прямая линия с Владимиром Путиным: главные вопросы россиянО чем запретили говорить. Тайна крушения поезда Александра III