Рейтинг@Mail.ru
Московский международный кинофестиваль: 60 лет жесткой конкуренции - Радио Sputnik, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
22:35
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Контекст
02:56
2 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Контекст
05:56
2 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Контекст
13:26
2 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Контекст
19:58
2 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Контекст
00:56
2 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Контекст
03:53
2 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Контекст
06:55
2 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Контекст
17:58
2 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Магомаев
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Прямой эфир
"Золотые визы" в России, доступ газовщика в квартиры, защита от мошенников
23:04
22 мин
Узнать за 90 секунд
Метро Санкт-Петербурга
23:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Поговори со мной
Советы родителям: кто такие подростки и о чем с ними говорить
23:33
24 мин
Контекст
Европа в пролете
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Анапа 94,1 FM
Волгоград 101,1 FM
Донецк 93.4 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Красноярск 99,9 FM
Луганск 96.6 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Ростов-на-Дону 99,2 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Хабаровск 93,8 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Сказано в эфире

Московский международный кинофестиваль: 60 лет жесткой конкуренции

Читать в
Дзен
ММФК впервые провели шесть десятилетий назад – 3 августа 1959 года. Но выдержит ли сегодня московский киносмотр битву с Каннами, Венецией и Берлином? Об этом в интервью радио Sputnik рассуждает художественный руководитель российских программ кинофестиваля Ирина Павлова.
Кинофорум в Москве – один из старейших в мире. В 1935 году на "Советский кинофестиваль в Москве" пригласили кинематографистов из разных стран. Так в Советском Союзе ответили на организацию первого фестиваля в Венеции. Москва должны была стоять в авангарде всего нового. И стала! О кинофоруме говорили, писали, его обсуждали, а потом… забыли. И только 60 лет назад – 3 августа 1959 года – по инициативе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой он возродился как ММКФ, Московский международный кинофестиваль. А сейчас, спустя шесть десятилетий, фестиваль оказался в сложной ситуации. Сможет ли он выжить в условиях конкуренции с Каннами, Венецией и Берлином? Об этом в интервью радио Sputnik рассуждает художественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова.
© Из личного архива Ирины ПавловойХудожественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова
Художественный  руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова
Художественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова
– В 1935 году в Москве впервые прошел киносмотр "Советский кинофестиваль в Москве", который считают прародителем Московского международного кинофестиваля. Председателем жюри был Сергей Эйзенштейн. Верно ли, что это был такой советский ответ Венецианскому кинофестивалю?
– Венецианский кинофестиваль в 1932 году прошел с большим успехом. Выяснилось, что желающих принять в нем участие, показать свои фильмы и просто пообщаться на профессиональные темы оказалось очень много. И с большим опозданием, после долгих обсуждений в Наркомпросе, решили провести в Москве подобный фестиваль советского кино, то есть собрать кинематографистов из разных республик и дать им возможность пообщаться на фоне собственного кино.
Это был первый в СССР большой профессиональный форум. Надо учитывать, что тогда еще не было Союза кинематографистов и, конечно, понятия "съезд кинематографистов" не существовало. Так что это была реальная возможность профессиональных контактов для кинематографистов, живущих в других республиках.
© Евгений Майструк/Радио SputnikКинотеатр "Ударник", где в 1935 году проходил "Советский кинофестиваль в Москве"
Кинотеатр Ударник, где в 1935 году проходил Советский кинофестиваль в Москве
Кинотеатр "Ударник", где в 1935 году проходил "Советский кинофестиваль в Москве"
– Но речь идет о 1935 годе, то есть о времени, когда связи с зарубежными коллегами, мягко говоря, не поощрялись. А в рамках "Советского кинофестиваля в Москве" были показаны ленты из Франции, США, Китая, других стран. Как это стало возможно?
– Мы уже говорили о том, что в ту пору был единственный международный кинофестиваль – Венецианский. То, что где-то в Европе проходит форум, вызывающий публичное обсуждение, а в Советском Союзе (флагмане мировой культуры, как позиционировали себя власти) ничего подобного не было, стало толчком для организации кинофорума в СССР.
А то, что в фестивале принимали участие иностранцы… Надо себе представлять степень закрытости этого мероприятия! Кинематографисты жили за стеной. Куба тоже во времена Фиделя Кастро была международным курортом, но он был отделен от остальной страны бетонным забором.
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкОткрытие 75-ого Венецианского кинофестиваля
Подготовка к открытию 75-ого Венецианского кинофестиваля
Открытие 75-ого Венецианского кинофестиваля
"Советский кинофестиваль в Москве" был своего рода "витриной". И такая витрина, очевидно, была нужна стране.
– Первый Московский международный кинофестиваль прошел в 1959 году благодаря министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Она исходила из тех же мотивов, когда организовывала фестиваль, что и советские власти в 1935?
– Екатерина Алексеевна Фурцева (не ее должность, а она лично) пользовалась большим международным авторитетом. Она была так обаятельна, так мила, так умело общалась с иностранцами, что была любимицей международной кинематографической и театральной общественности. Например, с ней дружил директор "Ла Скала". Она была инициативной и амбициозной дамой. Когда она узнала, что Каннский кинофестиваль возобновил работу после войны, была удивлена: в каком-то маленьком французском городке проходит крупный международный фестиваль, а у нас прошел один раз в середине 1930-х, закрылся и больше не возобновился? Она подала записку в Президиум ЦК КПСС, там одобрили ее идею, и с 1959 года ММКФ стал проходить один раз в два года с большим успехом.
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин | Перейти в медиабанкМинистр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева
Министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева
Министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева
– Вы на протяжении многих лет являетесь художественным руководителем российских программ ММКФ. Изменилась ли в последнее время схема отбора лент в международную и российскую программы кинофестиваля?
– У Московского международного кинофестиваля довольно сложная история. И прежде всего потому, что у всех международных фестивалей – годичный шаг. И я не понимаю, какими мотивами руководствовались советские власти в 1959 году, когда одновременно с "витринным" фестивалем в Москве возник такой же "витринный" фестиваль в Чехословакии с двухгодичной периодичностью, и почему они оказались взаимосвязаны. И Московский кинофестиваль, и кинофестиваль в Карловых Варах проводили раз в два года. И это создавало огромные проблемы: кинопроизводство – это не узкое и закрытое производство типа театрального. Это – фабрика, и Голливуд тому пример. Фильмы производятся по плану, и их выпуск связан с определенным фестивалем. А фестиваль – это продвижение, это система продаж. И ориентироваться на Московский кинофестиваль было довольно сложно. И тем не менее международная кинопромышленность на него ориентировалась, потому что СССР был гигантским, практически не заполняемым рынком. А картина, которая попала на Московский кинофестиваль и получила там приз, по регламенту ММКФ должна была быть куплена для дальнейшего проката. С этим и был связан растущий успех Московского международного кинофестиваля.
© РИА Новости / Б. Виленкин | Перейти в медиабанкКинорежиссер Григорий Чухрай
Кинорежиссер Григорий Чухрай
И когда на ММКФ в 1963 году произошел внутренний, но широко обсуждавшийся в обществе скандал, связанный с попыткой неприсуждения первого приза фильму Федерико Феллини "Восемь с половиной", угрозой со стороны международного киносообщества стал отказ в предоставлении фильмов для ММКФ всеми зарубежными кинопроизводителями, то есть угроза прямого бойкота. Этот фестиваль мог превратиться во всесоюзный. И тогда председатель жюри Григорий Чухрай вместе с членами жюри Сатьяджитом Реем и Жаном Маре все-таки пришли к решению, очень не одобренному потом в ЦК КПСС, дать главный приз фильму Феллини "Восемь с половиной".
Но, вопреки регламенту фестиваля, фильм так и не был куплен в прокат. И с этого момента идеологический пресс на фестиваль стал очень тяжелым, смотр постепенно стал превращаться в конкурс развивающихся стран, но огромный советский рынок по-прежнему оставался приманкой для иностранных производителей.
А теперь представим сегодняшнюю ситуацию, когда независимо от фестиваля и его призов компании-прокатчики и промоутеры покупают иностранные фильмы, выпускают их на экран, и влияния на эти продажи ММКФ не оказывает.
Наша конкуренция с Каннским, Берлинским, Венецианским не высока. Чем мы можем козырять? Что мы можем предложить международной кинопромышленности в качестве бонуса? Да ничего! Поэтому отбор в международную конкурсную программу – занятие очень тяжелое для отборочной комиссии, это очень непростой уровень переговоров. А с 2014 года, когда Россия стала подвергаться все большему давлению санкций, для многих потенциальных участников фестиваля существует почти цензурный запрет на участие в ММКФ.
© Евгений Майструк/Радио SputnikКинотеатр "Октябрь", где открылся первый ММКФ
Кинотеатр Октябрь, где открылся первый ММКФ
Кинотеатр "Октябрь", где открылся первый ММКФ
Сегодня Московский международный кинофестиваль живет сложно, выживает, но он возвращается к той давней советской концепции фестиваля развивающихся кинематографий. Иногда там вспыхивают абсолютные перлы! Как на том старом фестивале впечатление разорвавшейся бомбы произвел фильм Кането Синдо "Голый остров", так и сейчас на ММКФ бывают открытия в кинематографиях, не охваченных крупными международными кинофестивалями.
Но принципы отбора сейчас таковы: выбрать то лучшее, что не успели схватить Канны, Берлин и Венеция.
– Возможно, ситуация лучше, если говорить об отборе российских фильмов. Ведь для наших лент попасть на ММКФ – это очень престижно…
– В конкурс – да. Во внеконкурсные программы – нет.
Попадание в конкурс для фильма – это шанс получить в стране приоритетный прокат. Учитывая сложности, с которыми некоммерческие фильмы пробиваются в российский прокат, конечно, участие в фестивале, – это серьезно. Этот приз престижен, за него бьются.
Но во внеконкурсную программу ММКФ, которую я составляю, заполучить российскую кинокартину крайне сложно. Во-первых, потому что мы проводим российскую программу в апреле – до главного внутреннего российского кинофестиваля, до "Кинотавра". И все лучшее производители стараются придержать для него. Потому что участие в "Кинотавре" дает картине такой же мощный разгон, как и участие в главном конкурсе ММКФ. Во-вторых, мы сегодня тоже не можем ничего значимого предложить фильму, который претендует на коммерческий успех. Потому что выпуск картины до начала проката означает, что картину увидит пресса и критика. И напишет о фильме раньше, чем начнется прокат. А если пресса и критика будут не вполне доброжелательны, это может подорвать будущий прокат картины. Здесь есть много сложных нюансов.
Поэтому мы делаем упор на фильмы, которые как раз не могут претендовать на широкий прокат. Это тот самый артхаусный и камерный кинематограф, который почти вообще не имеет другого шанса попасть на широкий экран, кроме как быть показанным в российских программах ММКФ.
Это фильмы, которые можно посмотреть в правильном формате с участием большого количества публики, с человеческой реакцией зала, с возможностью рассмотреть мелкие нюансы на широком экране. Мы нашли эту нишу. И мне кажется, что она правильная, потому что таким образом мы прилагаем свои серьезные усилия для продвижения кино как искусства, а не кино как бизнеса.
Автор Евгений Майструк, радио Sputnik
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Военные расходы НАТО и продвижение ВС РФ в зоне СВОЭр-Рияд: место, где делается историяКонюховГлавные темы часа. 01:00Цели СВО и выборы на УкраинеЕГЭ: не отмена, а усовершенствованиеЗданияГлавные темы часа. 02:00Декабристы в Сибири и вольности польской шляхтыПередвижение домовПодвиг сотни Серова и армейский рационНазревшая реформаГерберт УэллсГлавные темы часа. 03:00Цены на маркетплейсах, госрегулирование IT и импорт электроникиТранссибГлавные темы часа. 04:00Единство коллективного Запада и идеология "Темного просвещения"Поддержка Киева странами Запада и экстренный саммит в ПарижеАвтофутуризмГлавные темы часа. 05:00Раскол США и ЕС и возвращение западных брендовОблысениеКлючевая ставка в РФ и коррупция в регионахВойна и мирГлавные темы часа. 06:00СуперлазерГлавные темы часа. 07:00Переговоры РФ и США, игра про СВО и премьера "Ополченского романса"Главные темы часа. 08:00Встреча в Эр-Рияде, возвращение Visa, мир при зумерах, дизлайки в соцсетяхГлавные темы часа. 10:00Российско-американские переговоры, гонка за космос и строительство АЭСГлавные темы часа. 12:00Поиск оружия для ВСУ, раскол в ЕС, рост цен на иномаркиГлавные темы часа. 12:30Продление ресурса современного автомобиля с помощью СУПРОТЕКГлавные темы часа. 13:00Шаги к перезагрузке отношений РФ и США, спрос на сотрудников от 40 летГлавные темы часа. 13:30Переговоры РФ и США в Эр-Рияде: какие цели преследуют стороны?Главные темы часа. 14:00Ростислав Ищенко. Переговоры между Россией и США, Европа против ТрампаКожаГлавные темы часа. 14:30Ростислав Ищенко. Как меняется отношение Запада к Украине?Главные темы часа. 15:00Европейские войска на Украине, ЕС идет на мир, бесплатное образованиеГлавные темы часа. 15:30Возращение компаний США, блокировка счетов, заморозка биоматериаловГлавные темы часа. 16:00Артем Сомов. Военная документалистка, фильм "Остров веры" об УгледареЧайкинГлавные темы часа. 16:30Саудовская Аравия как медиатор встречи Путина и ТрампаГлавные темы часа. 17:00Армен Гаспарян. Переговоры в Эр-Рияде, безоружная ЕвропаГлавные темы часа. 17:30Армен Гаспарян. Будущее Украины после переговоров России и СШАГлавные темы часа. 18:00Дмитрий Пучков. В Эр-Рияде завершились переговоры, Зеленский в АнкареШпандауГлавные темы часа. 19:00Дмитрий Пучков. Маркировка конфет, выборы на Украине, премия BAFTAГлавные темы часа. 20:00Евгений Примаков. Большая битва: война Китая и СШАЕвгений Примаков. Политика Трампа: как США развивают отношения с миром?МагомаевГлавные темы часа. 21:00Анатолий Вассерман. Откуда взялась русофобия?Главные темы часа. 21:30Анатолий Вассерман. Зарождение русофобии в ЕвропеГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30СтраусыГлавные темы часа. 23:00Метро Санкт-ПетербургаГлавные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Европа в пролетеГлавные темы часа. 01:00Колоссальные потери: как по США ударили их же санкцииГлавные темы часа. 02:00Антироссийские санкции: кто остался на бобахФордГлавные темы часа. 03:00КуинджиГлавные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Главные темы часа. 07:00Итоги переговоров в Эр-Рияде, буллинг в школах и празднование МасленицыГлавные темы часа. 08:00"Большая игра" Путина и Трампа: как прошли переговоры в Эр-Рияде?СиртакиГлавные темы часа. 09:00Планы Путина и Трампа, гендерное равенство, проблема бездомных животныхГлавные темы часа. 11:00Успехи РФ в Эр-Рияде, милитаризация Европы, борьба с нелегальной миграциейГлавные темы часа. 12:00Келлог в Киеве, встреча Путина и Трампа, оплата ЖКУ, траты россиян на досугГлавные темы часа. 12:30Прописка в апартаментах и возвращение голливудских фильмов в РФГлавные темы часа. 13:00Сотрудничество РФ и США в Арктике, ситуация в Курской областиГлавные темы часа. 13:30Нелегитимность Зеленского, переговоры РФ и США, дело против Пономарева*Главные темы часа. 14:00Александр Малькевич. Борьба с мошенниками, фейковые медалиГлавные темы часа. 14:30Александр Малькевич. Продажа фейковых медалей, запрет YouTube в РоссииГлавные темы часа. 15:00Отношения России и США, 16 пакет санкций, продажа европейского винаГлавные темы часа. 15:30"Золотые визы" в России, доступ газовщика в квартиры, защита от мошенниковГлавные темы часа. 16:00Алексей Ивахненко. Как живет Горловка после освобождения Торецка?Главные темы часа. 16:30Советы родителям: кто такие подростки и о чем с ними говоритьГлавные темы часа. 17:00Дмитрий Евстафьев. Встреча Путина и Трампа, итоги переговоров в Эр-РиядеГлавные темы часа. 17:30Дмитрий Евстафьев. Каким будет сотрудничество России и США?Главные темы часа. 18:00Руслан Осташко. Россия, Украина, США: о чем будут договариваться страны?Главные темы часа. 19:00Руслан Осташко. Жесткое заявление Трампа о ЗеленскомГлавные темы часа. 20:00Дмитрий Василец. Счет Европе за Украину, США разворачиваются к РоссииГлавные темы часа. 21:00Дмитрий Ольшанский. Выборы на Украине, русско-украинские отношенияГлавные темы часа. 22:00Дмитрий Евстафьев. Встреча Путина и Трампа, итоги переговоров в Эр-РиядеГлавные темы часа. 22:30Дмитрий Евстафьев. Каким будет сотрудничество России и США?Московский международный кинофестиваль: 60 лет жесткой конкуренции