Рейтинг@Mail.ru
Московский международный кинофестиваль: 60 лет жесткой конкуренции - Радио Sputnik, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
День в истории
День работника скорой помощи
17:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Прямой эфир
Тестирование России, главная задача правительства, переговоры Москвы и Баку
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Прямой эфир
Ракеты ATACMS у Киева, требования Зеленского и заявления Лукашенко
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Тайны жизни Прадо: когда музей – роддом и покойницкая одновременно
18:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
19:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
19:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
19:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
19:36
22 мин
День в истории
Советский путь в Америку
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Разворот на Восток
Почему гражданская война в Мьянме может стать региональной?
20:04
23 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Разворот на Восток
Непротокольные гости: Китай показал Блинкену и Шольцу их место
20:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Бабушка мотоцикла: как повозка на керосине стала байком
20:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Поехали!
Все о транспортном налоге в 2024 году: ликбез и аналитика
21:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Поехали!
Путешествуем по Приморью: Владивосток, Находка и важнейшие места
21:33
25 мин
День в истории
Береги руку, Сеня!
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
От детской песенки до бетонной лесенки: победы и провалы Томаса Эдисона
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Мастера
Лев Аннинский: культуру надо выстрадать
23:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Поговори со мной
Карьера: с чего начинать и когда пора заканчивать
23:33
25 мин
День в истории
День работника скорой помощи
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Сказано в эфире

Московский международный кинофестиваль: 60 лет жесткой конкуренции

Читать в
ММФК впервые провели шесть десятилетий назад – 3 августа 1959 года. Но выдержит ли сегодня московский киносмотр битву с Каннами, Венецией и Берлином? Об этом в интервью радио Sputnik рассуждает художественный руководитель российских программ кинофестиваля Ирина Павлова.
Кинофорум в Москве – один из старейших в мире. В 1935 году на "Советский кинофестиваль в Москве" пригласили кинематографистов из разных стран. Так в Советском Союзе ответили на организацию первого фестиваля в Венеции. Москва должны была стоять в авангарде всего нового. И стала! О кинофоруме говорили, писали, его обсуждали, а потом… забыли. И только 60 лет назад – 3 августа 1959 года – по инициативе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой он возродился как ММКФ, Московский международный кинофестиваль. А сейчас, спустя шесть десятилетий, фестиваль оказался в сложной ситуации. Сможет ли он выжить в условиях конкуренции с Каннами, Венецией и Берлином? Об этом в интервью радио Sputnik рассуждает художественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова.
© Из личного архива Ирины ПавловойХудожественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова
Художественный  руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова
Художественный руководитель российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова
– В 1935 году в Москве впервые прошел киносмотр "Советский кинофестиваль в Москве", который считают прародителем Московского международного кинофестиваля. Председателем жюри был Сергей Эйзенштейн. Верно ли, что это был такой советский ответ Венецианскому кинофестивалю?
– Венецианский кинофестиваль в 1932 году прошел с большим успехом. Выяснилось, что желающих принять в нем участие, показать свои фильмы и просто пообщаться на профессиональные темы оказалось очень много. И с большим опозданием, после долгих обсуждений в Наркомпросе, решили провести в Москве подобный фестиваль советского кино, то есть собрать кинематографистов из разных республик и дать им возможность пообщаться на фоне собственного кино.
Это был первый в СССР большой профессиональный форум. Надо учитывать, что тогда еще не было Союза кинематографистов и, конечно, понятия "съезд кинематографистов" не существовало. Так что это была реальная возможность профессиональных контактов для кинематографистов, живущих в других республиках.
© Евгений Майструк/Радио SputnikКинотеатр "Ударник", где в 1935 году проходил "Советский кинофестиваль в Москве"
Кинотеатр Ударник, где в 1935 году проходил Советский кинофестиваль в Москве
Кинотеатр "Ударник", где в 1935 году проходил "Советский кинофестиваль в Москве"
– Но речь идет о 1935 годе, то есть о времени, когда связи с зарубежными коллегами, мягко говоря, не поощрялись. А в рамках "Советского кинофестиваля в Москве" были показаны ленты из Франции, США, Китая, других стран. Как это стало возможно?
– Мы уже говорили о том, что в ту пору был единственный международный кинофестиваль – Венецианский. То, что где-то в Европе проходит форум, вызывающий публичное обсуждение, а в Советском Союзе (флагмане мировой культуры, как позиционировали себя власти) ничего подобного не было, стало толчком для организации кинофорума в СССР.
А то, что в фестивале принимали участие иностранцы… Надо себе представлять степень закрытости этого мероприятия! Кинематографисты жили за стеной. Куба тоже во времена Фиделя Кастро была международным курортом, но он был отделен от остальной страны бетонным забором.
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкОткрытие 75-ого Венецианского кинофестиваля
Подготовка к открытию 75-ого Венецианского кинофестиваля
Открытие 75-ого Венецианского кинофестиваля
"Советский кинофестиваль в Москве" был своего рода "витриной". И такая витрина, очевидно, была нужна стране.
– Первый Московский международный кинофестиваль прошел в 1959 году благодаря министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Она исходила из тех же мотивов, когда организовывала фестиваль, что и советские власти в 1935?
– Екатерина Алексеевна Фурцева (не ее должность, а она лично) пользовалась большим международным авторитетом. Она была так обаятельна, так мила, так умело общалась с иностранцами, что была любимицей международной кинематографической и театральной общественности. Например, с ней дружил директор "Ла Скала". Она была инициативной и амбициозной дамой. Когда она узнала, что Каннский кинофестиваль возобновил работу после войны, была удивлена: в каком-то маленьком французском городке проходит крупный международный фестиваль, а у нас прошел один раз в середине 1930-х, закрылся и больше не возобновился? Она подала записку в Президиум ЦК КПСС, там одобрили ее идею, и с 1959 года ММКФ стал проходить один раз в два года с большим успехом.
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин | Перейти в медиабанкМинистр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева
Министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева
Министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева
– Вы на протяжении многих лет являетесь художественным руководителем российских программ ММКФ. Изменилась ли в последнее время схема отбора лент в международную и российскую программы кинофестиваля?
– У Московского международного кинофестиваля довольно сложная история. И прежде всего потому, что у всех международных фестивалей – годичный шаг. И я не понимаю, какими мотивами руководствовались советские власти в 1959 году, когда одновременно с "витринным" фестивалем в Москве возник такой же "витринный" фестиваль в Чехословакии с двухгодичной периодичностью, и почему они оказались взаимосвязаны. И Московский кинофестиваль, и кинофестиваль в Карловых Варах проводили раз в два года. И это создавало огромные проблемы: кинопроизводство – это не узкое и закрытое производство типа театрального. Это – фабрика, и Голливуд тому пример. Фильмы производятся по плану, и их выпуск связан с определенным фестивалем. А фестиваль – это продвижение, это система продаж. И ориентироваться на Московский кинофестиваль было довольно сложно. И тем не менее международная кинопромышленность на него ориентировалась, потому что СССР был гигантским, практически не заполняемым рынком. А картина, которая попала на Московский кинофестиваль и получила там приз, по регламенту ММКФ должна была быть куплена для дальнейшего проката. С этим и был связан растущий успех Московского международного кинофестиваля.
© РИА Новости / Б. Виленкин | Перейти в медиабанкКинорежиссер Григорий Чухрай
Кинорежиссер Григорий Чухрай
И когда на ММКФ в 1963 году произошел внутренний, но широко обсуждавшийся в обществе скандал, связанный с попыткой неприсуждения первого приза фильму Федерико Феллини "Восемь с половиной", угрозой со стороны международного киносообщества стал отказ в предоставлении фильмов для ММКФ всеми зарубежными кинопроизводителями, то есть угроза прямого бойкота. Этот фестиваль мог превратиться во всесоюзный. И тогда председатель жюри Григорий Чухрай вместе с членами жюри Сатьяджитом Реем и Жаном Маре все-таки пришли к решению, очень не одобренному потом в ЦК КПСС, дать главный приз фильму Феллини "Восемь с половиной".
Но, вопреки регламенту фестиваля, фильм так и не был куплен в прокат. И с этого момента идеологический пресс на фестиваль стал очень тяжелым, смотр постепенно стал превращаться в конкурс развивающихся стран, но огромный советский рынок по-прежнему оставался приманкой для иностранных производителей.
А теперь представим сегодняшнюю ситуацию, когда независимо от фестиваля и его призов компании-прокатчики и промоутеры покупают иностранные фильмы, выпускают их на экран, и влияния на эти продажи ММКФ не оказывает.
Наша конкуренция с Каннским, Берлинским, Венецианским не высока. Чем мы можем козырять? Что мы можем предложить международной кинопромышленности в качестве бонуса? Да ничего! Поэтому отбор в международную конкурсную программу – занятие очень тяжелое для отборочной комиссии, это очень непростой уровень переговоров. А с 2014 года, когда Россия стала подвергаться все большему давлению санкций, для многих потенциальных участников фестиваля существует почти цензурный запрет на участие в ММКФ.
© Евгений Майструк/Радио SputnikКинотеатр "Октябрь", где открылся первый ММКФ
Кинотеатр Октябрь, где открылся первый ММКФ
Кинотеатр "Октябрь", где открылся первый ММКФ
Сегодня Московский международный кинофестиваль живет сложно, выживает, но он возвращается к той давней советской концепции фестиваля развивающихся кинематографий. Иногда там вспыхивают абсолютные перлы! Как на том старом фестивале впечатление разорвавшейся бомбы произвел фильм Кането Синдо "Голый остров", так и сейчас на ММКФ бывают открытия в кинематографиях, не охваченных крупными международными кинофестивалями.
Но принципы отбора сейчас таковы: выбрать то лучшее, что не успели схватить Канны, Берлин и Венеция.
– Возможно, ситуация лучше, если говорить об отборе российских фильмов. Ведь для наших лент попасть на ММКФ – это очень престижно…
– В конкурс – да. Во внеконкурсные программы – нет.
Попадание в конкурс для фильма – это шанс получить в стране приоритетный прокат. Учитывая сложности, с которыми некоммерческие фильмы пробиваются в российский прокат, конечно, участие в фестивале, – это серьезно. Этот приз престижен, за него бьются.
Но во внеконкурсную программу ММКФ, которую я составляю, заполучить российскую кинокартину крайне сложно. Во-первых, потому что мы проводим российскую программу в апреле – до главного внутреннего российского кинофестиваля, до "Кинотавра". И все лучшее производители стараются придержать для него. Потому что участие в "Кинотавре" дает картине такой же мощный разгон, как и участие в главном конкурсе ММКФ. Во-вторых, мы сегодня тоже не можем ничего значимого предложить фильму, который претендует на коммерческий успех. Потому что выпуск картины до начала проката означает, что картину увидит пресса и критика. И напишет о фильме раньше, чем начнется прокат. А если пресса и критика будут не вполне доброжелательны, это может подорвать будущий прокат картины. Здесь есть много сложных нюансов.
Поэтому мы делаем упор на фильмы, которые как раз не могут претендовать на широкий прокат. Это тот самый артхаусный и камерный кинематограф, который почти вообще не имеет другого шанса попасть на широкий экран, кроме как быть показанным в российских программах ММКФ.
Это фильмы, которые можно посмотреть в правильном формате с участием большого количества публики, с человеческой реакцией зала, с возможностью рассмотреть мелкие нюансы на широком экране. Мы нашли эту нишу. И мне кажется, что она правильная, потому что таким образом мы прилагаем свои серьезные усилия для продвижения кино как искусства, а не кино как бизнеса.
Автор Евгений Майструк, радио Sputnik
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Катулин: наша задача выжить и писать историю как победителямКатулин: рай находится в тени мечейРождение США: "Чайный акт" и "эффект бабочки"Миру – мирГлавные темы часа. 01:00Дело экс-замминистра Иванова, месяц после Крокуса, права человека в СШАВсему пришел истец. Верховный суд США начал слушания по иммунитету ТрампаГлавные темы часа. 02:00День рождения Жириновского, второй сезон "Игры в кальмара" и первомайВошел в "руж". Макрон внезапно осознал, что Европа смертнаИностранцы в РоссииГлавные темы часа. 03:00Уроки Чернобыля и обстрелы ЗАЭС, украинцы за границей и мобилизацияКак Киев обманывает украинцевГлавные темы часа. 04:00Угроза НАТО, встреча Си и Блинкена, положение украинских уклонистовСанкции за отказ от доллара, иноагенты в Грузии и МолдавияИз Кубы – с любовьюГлавные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Медицинская династия: БоткиныГлавные темы часа. 07:00Вера США в Украину, ядерное оружие в Польше, цены на авиабилеты, итоги ММКФВ начале была обезьяна: кто придумал детективГлавные темы часа. 09:00Поддержка Украины, протесты в США, Белоруссия и НАТО, дружное половодьеЛучший подарок - книга: как стать классиком кулинарной литературыГлавные темы часа. 11:00Обыски на выставках, новая Алиса Селезнева, "феномен Стругацких"Главные темы часа. 12:00Дедлайн Зеленского, вопрос Маска и причины срыва мираГлавные темы часа. 12:30Блинкен завершил свой визит в Китай. Добился ли он, чего хотел от Пекина?Реальная фантастика художественного театра: заказываешь ты – платим мыГлавные темы часа. 13:00Прорыв российских войск в зоне СВО и отвод ВСУ танков Abrams из-за дроновГлавные темы часа. 13:30В России ужесточат процедуру сдачи экзаменов для иностранцевГлавные темы часа. 14:00Международная автопанорамаГлавные темы часа. 14:30Модельный ряд DONGFENFGДенежный "Фонтан": как заработать миллионы на неработающем писсуареВторая ливийская? Начнется ли в Ливии новая войнаГлавные темы часа. 15:30Бизнес Apple "на крови конголезцев" и Габон против французской армииГлавные темы часа. 16:00Подарок для российского спорта и ревизия олимпийских видов спортаГлавные темы часа. 16:30Шутка, вызвавшая скандал, и Большая четверка российского баскетболаГлавные темы часа. 17:00Как нацистская Германия превзошла расистские "законы Джима Кроу"Главные темы часа. 17:30Третий рейх: нацизм, расовая сегрегация по подобию СШАГлавные темы часа. 18:00Рост ВВП, экзамены для иностранцев, интеграция Украины в ЕСГлавные темы часа. 18:30Продажа валютной выручки, давление США на Украину и доверие ученымГлавные темы часа. 19:00Обострение ситуации для ВСУ, передача Ariston и сомнения АвстралииГлавные темы часа. 20:00На той единственной гражданской...Главные темы часа. 20:30Русские жены – мягкая силаГлавные темы часа. 21:00Главные темы часа. 21:30Главные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Жди меня, и я увернусь. Байден согласился встретиться с ТрампомДень работника скорой помощиГлавные темы часа. 01:00И снова Блинкен с комом. Госсекретарь США оставил Пекину недобрую памятьСоветский путь в АмерикуГлавные темы часа. 02:00Стандарты медпомощи и болезнь БехтереваЛегенды о шефе Гестапо МюллереБереги руку, Сеня!Главные темы часа. 03:00Главные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00"Великая гонка милосердия": как 150 собак спасли целый городГлавные темы часа. 07:00Кто же сейчас главный чемпион Мира по рестлингу?Главные темы часа. 07:30Эфемериды, Белая Луна и планеты, которых нетГлавные темы часа. 08:00Угрозы Литвы, заниженные данные о потерях ВСУ и урегулирование в ГазеГлавные темы часа. 08:30Лев Аннинский: культуру надо выстрадатьПокажи пальчик: дактилоскопия в борьбе и в мирной жизниГлавные темы часа. 09:00Популярно об Алтае: рыбалка, археология и Чуйский трактГлавные темы часа. 09:30Алтай: горловое пение, огромный зоопарк и большая щукаГлавные темы часа. 10:00Иск к Верховной раде, новая инициатива Макрона и сомнения итальянцевТайны жизни Прадо: когда музей – роддом и покойницкая одновременноГлавные темы часа. 11:00Архитектор, который готов расселять мегаполисы. Часть перваяГлавные темы часа. 11:30Архитектор, который готов расселять мегаполисы. Часть втораяГлавные темы часа. 12:00Владимир Набоков и его романы: что делает Набокова великим писателемГлавные темы часа. 12:30Сусанна Гордлеева: Мы создаем нейроморфный искусственный интеллектБабушка мотоцикла: как повозка на керосине стала байкомГлавные темы часа. 13:00Погоня за паритетом: Лондон хочет разработать гиперзвуковое оружиеГлянцевитый металл из России: страна все еще в лидерах по экспорту уранаГлавные темы часа. 13:30Постные блюда дня. Хумус из тыквы, кавиале с кешью, крем-суп из пастернакаГлавные темы часа. 14:00Главные темы часа. 14:30От детской песенки до бетонной лесенки: победы и провалы Томаса ЭдисонаГлавные темы часа. 15:00Почему гражданская война в Мьянме может стать региональной?Главные темы часа. 15:30Непротокольные гости: Китай показал Блинкену и Шольцу их местоГлавные темы часа. 16:00Все о транспортном налоге в 2024 году: ликбез и аналитикаГлавные темы часа. 16:30Путешествуем по Приморью: Владивосток, Находка и важнейшие местаГлавные темы часа. 17:00Главные темы часа. 17:30Московский международный кинофестиваль: 60 лет жесткой конкуренции