Рейтинг@Mail.ru
Подняться в небо: обойдемся без самолета - Радио Sputnik, 04.06.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Прямой эфир
Итоги переговоров Путина и Моди: о чем договорились Россия и Индия?
12:00
55 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
Главные темы часа
11:00
4 мин
ИЗОЛЕНТА live
В эфире
11:04
54 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Большим о маленьких
В эфире
12:04
22 мин
Узнать за 90 секунд
Автофутуризм
12:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Большим о маленьких
В эфире
12:33
25 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Азиатский путь
В эфире
13:04
22 мин
Контекст
"Принципиальная" Могерини или коррупция по-европейски
13:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
13:33
25 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Профилактика с Геннадием Онищенко
Акклиматизация во время отпуска и гонконгский грипп
14:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
14:30
3 мин
Профилактика с Геннадием Онищенко
Вакцинация от ВПЧ и борьба с курением
14:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Таксофоны
14:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Африканское турне
В эфире
15:04
24 мин
Контекст
Сделки с недвижимостью хотят "подморозить"
15:28
2 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Африканское турне
В эфире
15:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Точка опоры
Юлия Барановская. ИИ: механизм, который пока под контролем
16:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Точка опоры
Искусственный и естественный: какой разум останется главным?
16:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Музыка космоса
16:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Исторический ликбез
"Божий человек": Распутин в русской истории
17:04
23 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Исторический ликбез
Григорий Распутин на крутых исторических виражах
17:33
23 мин
Контекст
Моногорода оценят по-новому
17:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Третий мир" становится первым
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
19:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
19:33
25 мин
Контекст
"Принципиальная" Могерини или коррупция по-европейски
19:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
СексКультПросвет
Посикунчики и классики
20:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
СексКультПросвет
Гиллиган снова в деле
20:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Магомаев
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Позывной "Спутник"
Игорь Петренко. Кто воспитывает наших детей?
21:04
23 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Позывной "Спутник"
Игорь Петренко. Как говорить с детьми о войне?
21:33
23 мин
Контекст
Сделки с недвижимостью хотят "подморозить"
21:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Исторический ликбез
"Божий человек": Распутин в русской истории
22:04
23 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Исторический ликбез
Григорий Распутин на крутых исторических виражах
22:33
23 мин
Узнать за 90 секунд
Большевички
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Контекст
Моногорода оценят по-новому
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91.2 FM
Москва 91.2 FM
Санкт-Петербург 91.5 FM
Анапа 94.1 FM
Балтийск 94.7 FM
Владивосток 97.7 FM
Волгоград 101.1 FM
Донецк 93.4 FM
Екатеринбург 91.4 FM
Казань 105.8 FM
Калининград 87.7 FM
Киров 101.0 FM
Краснодар 97.8 FM
Красноярск 99.9 FM
Кропоткин 91.5 FM
Луганск 96.6 FM
Нижний Новгород 90.8 FM
Новосибирск 92.4 FM
Пермь 91.2 FM
Псков 102.6 FM
Ростов-на-Дону 99.2 FM
Самара 99.1 FM
Саратов 105.8 FM
Севастополь 105.6 FM
Симферополь 102.3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102.8 FM
Уфа 91.1 FM
Хабаровск 93.8 FM
Херсон 88.1 FM
Челябинск 99.5 FM
Якутск 103.6 FM
Авторы

Подняться в небо: обойдемся без самолета

Читать в
Дзен
Есть летательные аппараты, с которыми человечеству трудно расстаться, – это дирижабли. Они отслужили свое, когда люди массово пересели в самолеты. Но дирижабль не вымер, словно доисторическое животное, и все еще жив его "родитель" – аэростат.
Пятого июня 1783 года в маленьком французском городе появился на свет аэростат. Первый летательный аппарат был шаром с оболочкой из холста и веревочной сетки. Его изобрели братья Монгольфье и в 1783 году дважды испытали публично. Сначала их аэростат поднялся на высоту 1 800 метров пустым. Затем с экипажем: первыми воздухоплавателями стали баран, петух и утка. Вскоре их заменили люди, налетав в том же году целых 25 минут.
© РИА Новости / Тимур Агеев | Перейти в медиабанкКак устроен тепловой аэростат
Как устроен тепловой аэростат
Прошло почти 70 лет, и в воздух поднялся первый управляемый аэростат – дирижабль, тоже французский (1852). А еще через 70 мир уже повально увлекался дирижаблями.
Катастрофы были неизбежны
Историю дирижаблей лучше всего знают по серии катастроф с их участием. Все происходили в 1930-е годы – дирижаблестроение тогда было на подъеме. В 1930-м врезался в холм и сгорел британский дирижабль с пассажирами на борту. В 1933-м попал в бурю и упал в море американский. Снова десятки погибших. Самый известный случай – крушение немецкого "Гинденбурга" в 1937 году. Гигант уже заходил на посадку, когда на нем начался пожар. Он рухнул с высоты, сгорел дотла, погибли 36 человек. Причину катастрофы самого большого в то время воздушного судна так и не выяснили, поговаривали о диверсии на борту. "Гинденбург" к моменту гибели не был новинкой, налетал почти 15 000 километров и 10 000 часов. Другое дело, что его заправляли горючим газом и катастрофы были ожидаемы. Но водород уже не используется – управляемые аэростаты давно летают на инертном гелии, а этот газ не горит и не взрывается.
© AP PhotoДирижабль "Гинденбург"
Дирижабль Гинденбург
Дирижабль "Гинденбург"
Тяжеловесы легче воздуха
После "Гинденбурга" дирижабли перестали использовать для перевозки людей. И строительство их как просто транспортного средства тоже сократилось – тихоходные дирижабли вытеснили вертолеты и самолеты. Между тем, у них есть неоспоримые преимущества. Например, то, о котором напомнил главный конструктор бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института Вадим Демин:
«
"Самолеты и вертолеты ограничены в развитии грузоподъемности, а построить дирижабль с грузоподъемностью 500 тонн не вызывает особых затруднений. Есть так называемый закон квадрата-куба, по которому чтобы увеличить грузоподъемность самолета в два раза, надо увеличить в два раза площадь его крыла. Для дирижабля закон работает в обратную сторону, и больших ограничений нет. Но есть ложка дегтя в бочке меда. Например, отвез дирижабль 500 тонн руды, выгрузил, а дальше что с ним делать? Его надо чем-то загрузить, иначе он поднимется и улетит".
Преимущества современного дирижабля это экономичность, способность двигаться тысячи километров на одной заправке, безопасность заправочного материала. И даже комфорт, потому что дирижабль предлагает условия, как на морском круизном лайнере. Но при этом он требует больших вложений, чем самолет. Да, дирижабли используют бесплатную подъемную силу, а самолету нужно расходовать энергию, чтобы держаться в воздухе. С другой стороны, им нужна специфическая инфраструктура, более серьезная, чем аэропорт: это причалы и причальные команды.
Второе дыхание дирижабля
Если инфраструктура будет, то дирижаблестроение может возродиться. Во всяком случае, в России есть места, где дирижабли-перевозчики большой грузоподъемности очень нужны. Предположим, как рассказывал Вадим Демин, надо отвезти 150-тонный блок из Центральной России в Сибирь, на Саяно-Шушенскую ГЭС. Сейчас логистика занимает полтора года: перевозчики сначала идут по морю, потом ждут, когда замерзнет река, потом ждут, когда станут сухими дороги. И все это вместо того, чтобы просто подцепить, поднять и перенести по воздуху. Современные российские разработки пока другие, и об одной из них Вадим Демин тоже рассказал:
«
"Есть у нас проект гибридного дирижабля. Он создает свою подъемную силу за счет более плоского корпуса. То есть его можно эксплуатировать без причальной команды и даже мачты. Но все это частные случаи. Для того чтобы люди всерьез развернулись в сторону дирижабля, нужны какие-то потрясения. Например, если возникнет всеобщий топливный кризис, то, наверное, только тогда".
И все-таки они возвращаются. С середины 2000-х годов то там, то здесь появляются элитные воздушные туры на дирижаблях, их используют для облетов туристически привлекательных мест. И они, а не только дроны, все еще обеспечивают мониторинг промышленных объектов или помогают городской полиции. Ну и популярность предшественника дирижабля – воздушного шара братьев Монгольфье – тоже никуда не делась.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
© Инфографика . Денис Крюков | Перейти в медиабанкНа дирижабле через Атлантику
На дирижабле через Атлантику
На дирижабле через Атлантику
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Встреча Путина и Моди и упразднение Совета Россия - НАТО"Принципиальная" Могерини или коррупция по-европейскиГерберт УэллсГлавные темы часа. 01:00Тот самый Лука. ИИ заменяет женщин, связь уровня IQ и агрессииОпасный прецедент: квартирный вопрос Ларисы ДолинойЧайкинГлавные темы часа. 02:00Андрей Школьников. Как Запад строил идеальный мир, разрушая страны?Упрямец, разгадавший тайнуАндрей Школьников. Зачем России вкладывает в развитие других стран?Путин в Индии: визит стратегического значенияКуинджиГлавные темы часа. 03:00Михаил Онуфриенко. Путин в Нью-Дели: какие интересы у России в Индии?Михаил Онуфриенко. Энергетическое перемирие, сотрудничество России и ИндииЗданияГлавные темы часа. 04:00КонюховГлавные темы часа. 05:00Метро Санкт-ПетербургаГлавные темы часа. 06:00Сергей Михеев. Будет ли война России и Запада?Сергей Михеев о православии и поводах для радостиСамобичеваниеГлавные темы часа. 07:00Путин в Индии, блокировка мессенджеров, раздражающие финансовые привычкиГлавные темы часа. 08:00Будущее G8 без России, дефицит оперативной памяти, зумеры и жилищный вопросГлавные темы часа. 10:00Как Индия встретила Путина и чем закончится скандал вокруг Долиной?Главные темы часа. 13:00Встреча Путина и Моди: что общего между Нью-Дели и Анкориджем?ИИ-маркировка: Госдума разделит искусственное и естественноеГлавные темы часа. 13:30Перспективы сотрудничества РФ и Индии: энергетика и фармацевтика Выступление Владимира Путина на Российско-индийском бизнес-форумеГлавные темы часа. 14:30Визит Путина в Нью-Дели: как развивается сотрудничество Индии и России?Главные темы часа. 15:00Сотрудничество России и Индии, стратегия нацбезопасности СШАУсилия и имитация: куда движется мирный план по Украине?Главные темы часа. 15:30Психологическое насилие, переводы за рубеж, белый список сайтовГлавные темы часа. 16:00Владислав Бриг. Диалог России и США, гарантии безопасности для УкраиныПутешествие в сердце русской зимы: как превратить холод в турпродукт?ДактилоскопияГлавные темы часа. 16:30Ольга Криворотько: математика – упрощение реальной жизниГлавные темы часа. 17:00Верховный суд рассмотрит дело Долиной и штрафы для госслужащихГлавные темы часа. 17:30Конфискация имущества коррупционеров, единый учебник по историиРеальная потребность: России нужны рабочие руки и умные головыГлавные темы часа. 18:00Дмитрий Пучков. Визит Путина в Индию, переговоры Украины и СШАГлавные темы часа. 18:30Дмитрий Пучков. Стратегия нацбезопасности США, блокировка FaceTimeПередвижение домовГлавные темы часа. 19:00Дмитрий Пучков. Новогодняя подборка фильмов, "Зверополис 2"Главные темы часа. 19:30Дмитрий Пучков. Протесты в Иране и отмена ДолинойГлавные темы часа. 20:00Переговоры в Москве: что это изменит в отношения США и России?Главные темы часа. 20:30Почему США решили отвернуться от Европы?Леонардо да ВинчиГлавные темы часа. 21:00Цены на российскую нефть, цензура в фильмах, отбор на Олимпиаду-2028Главные темы часа. 21:30Военные учения в Финляндии, цифровые документы, отсрочка для выпускниковГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Эйфелева башняГлавные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00УорхолГлавные темы часа. 01:00Моногорода оценят по-новомуВильнюсГлавные темы часа. 02:00Сделки с недвижимостью хотят "подморозить"ТрактГлавные темы часа. 03:00Акклиматизация во время отпуска и гонконгский гриппВакцинация от ВПЧ и борьба с курениемПолнолуниеГлавные темы часа. 04:00ДежневГлавные темы часа. 05:00ВычисленияГлавные темы часа. 06:00ФантастикаГлавные темы часа. 07:00Главные темы часа. 07:30Главные темы часа. 08:00Ошибки во время Поста, борьба с ленью и путь души к бессмертиюСияниеГлавные темы часа. 08:30Насилие в семье, обязанности крестных и первые шаги на исповедиГлавные темы часа. 09:00"Божий человек": Распутин в русской историиГлавные темы часа. 09:30Григорий Распутин на крутых исторических виражахГлавные темы часа. 10:00Запретные фильмы и продвижение традиционных ценностейИнфошулерыГлавные темы часа. 10:30Возвращение РФ в мировой спорт и "Брызги шампанского" в заповедникеПодняться в небо: обойдемся без самолета