Рейтинг@Mail.ru
Подняться в небо: обойдемся без самолета - Радио Sputnik, 04.06.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
11:30
3 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Дневной ракурс
13:33
12 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Прямой эфир
Десять лет со дня трагедии в Доме профсоюзов в Одессе. Кто ответит?
09:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
09:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
09:33
4 мин
Прямой эфир
В эфире
09:37
21 мин
День в истории
Спасенные сокровища Дрезденской галереи
09:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
10:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
10:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
Будьте моей лошадью: как всходило белое солнце в пустыне
10:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
11:00
4 мин
Холмогорская резьба
В эфире
11:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
11:30
3 мин
Холмогорская резьба
В эфире
11:33
25 мин
День в истории
Десятилетие трагедии в Одессе
11:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
12:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
12:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
12:33
12 мин
Узнать за 90 секунд
БАМ – труда и жизни школа
12:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
4 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Дневной ракурс
В эфире
13:33
12 мин
День в истории
Взятие Берлина
13:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Персоны грата
Николай Пантюхин об арабском языке и профессии военного переводчика
14:04
23 мин
Новости
Главные темы часа
14:30
3 мин
Персоны грата
Николай Пантюхин о современном Ближнем Востоке
14:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Сказ про то, как русские с англичанами дружили
14:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
22 мин
День в истории
Спасенные сокровища Дрезденской галереи
15:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Женщина на шаре в погоне за эффектом: отвага, помноженная на глупость
16:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Карякин. Za спорт
В эфире
17:04
54 мин
День в истории
Десятилетие трагедии в Одессе
17:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Итоги. Вечер
В эфире
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Будьте моей лошадью: как всходило белое солнце в пустыне
18:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Итоги. Вечер
В эфире
19:04
54 мин
День в истории
Взятие Берлина
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Осторожно, дети!
В эфире
20:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
БАМ – труда и жизни школа
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
День в истории
Спасенные сокровища Дрезденской галереи
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Сказ про то, как русские с англичанами дружили
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
День в истории
Десятилетие трагедии в Одессе
23:58
1 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Волгоград 101,1 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Авторы

Подняться в небо: обойдемся без самолета

Читать в
Есть летательные аппараты, с которыми человечеству трудно расстаться, – это дирижабли. Они отслужили свое, когда люди массово пересели в самолеты. Но дирижабль не вымер, словно доисторическое животное, и все еще жив его "родитель" – аэростат.
Пятого июня 1783 года в маленьком французском городе появился на свет аэростат. Первый летательный аппарат был шаром с оболочкой из холста и веревочной сетки. Его изобрели братья Монгольфье и в 1783 году дважды испытали публично. Сначала их аэростат поднялся на высоту 1 800 метров пустым. Затем с экипажем: первыми воздухоплавателями стали баран, петух и утка. Вскоре их заменили люди, налетав в том же году целых 25 минут.
© РИА Новости / Тимур Агеев | Перейти в медиабанкКак устроен тепловой аэростат
Как устроен тепловой аэростат
Прошло почти 70 лет, и в воздух поднялся первый управляемый аэростат – дирижабль, тоже французский (1852). А еще через 70 мир уже повально увлекался дирижаблями.
Катастрофы были неизбежны
Историю дирижаблей лучше всего знают по серии катастроф с их участием. Все происходили в 1930-е годы – дирижаблестроение тогда было на подъеме. В 1930-м врезался в холм и сгорел британский дирижабль с пассажирами на борту. В 1933-м попал в бурю и упал в море американский. Снова десятки погибших. Самый известный случай – крушение немецкого "Гинденбурга" в 1937 году. Гигант уже заходил на посадку, когда на нем начался пожар. Он рухнул с высоты, сгорел дотла, погибли 36 человек. Причину катастрофы самого большого в то время воздушного судна так и не выяснили, поговаривали о диверсии на борту. "Гинденбург" к моменту гибели не был новинкой, налетал почти 15 000 километров и 10 000 часов. Другое дело, что его заправляли горючим газом и катастрофы были ожидаемы. Но водород уже не используется – управляемые аэростаты давно летают на инертном гелии, а этот газ не горит и не взрывается.
© AP PhotoДирижабль "Гинденбург"
Дирижабль Гинденбург
Дирижабль "Гинденбург"
Тяжеловесы легче воздуха
После "Гинденбурга" дирижабли перестали использовать для перевозки людей. И строительство их как просто транспортного средства тоже сократилось – тихоходные дирижабли вытеснили вертолеты и самолеты. Между тем, у них есть неоспоримые преимущества. Например, то, о котором напомнил главный конструктор бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института Вадим Демин:
«
"Самолеты и вертолеты ограничены в развитии грузоподъемности, а построить дирижабль с грузоподъемностью 500 тонн не вызывает особых затруднений. Есть так называемый закон квадрата-куба, по которому чтобы увеличить грузоподъемность самолета в два раза, надо увеличить в два раза площадь его крыла. Для дирижабля закон работает в обратную сторону, и больших ограничений нет. Но есть ложка дегтя в бочке меда. Например, отвез дирижабль 500 тонн руды, выгрузил, а дальше что с ним делать? Его надо чем-то загрузить, иначе он поднимется и улетит".
Преимущества современного дирижабля это экономичность, способность двигаться тысячи километров на одной заправке, безопасность заправочного материала. И даже комфорт, потому что дирижабль предлагает условия, как на морском круизном лайнере. Но при этом он требует больших вложений, чем самолет. Да, дирижабли используют бесплатную подъемную силу, а самолету нужно расходовать энергию, чтобы держаться в воздухе. С другой стороны, им нужна специфическая инфраструктура, более серьезная, чем аэропорт: это причалы и причальные команды.
Второе дыхание дирижабля
Если инфраструктура будет, то дирижаблестроение может возродиться. Во всяком случае, в России есть места, где дирижабли-перевозчики большой грузоподъемности очень нужны. Предположим, как рассказывал Вадим Демин, надо отвезти 150-тонный блок из Центральной России в Сибирь, на Саяно-Шушенскую ГЭС. Сейчас логистика занимает полтора года: перевозчики сначала идут по морю, потом ждут, когда замерзнет река, потом ждут, когда станут сухими дороги. И все это вместо того, чтобы просто подцепить, поднять и перенести по воздуху. Современные российские разработки пока другие, и об одной из них Вадим Демин тоже рассказал:
«
"Есть у нас проект гибридного дирижабля. Он создает свою подъемную силу за счет более плоского корпуса. То есть его можно эксплуатировать без причальной команды и даже мачты. Но все это частные случаи. Для того чтобы люди всерьез развернулись в сторону дирижабля, нужны какие-то потрясения. Например, если возникнет всеобщий топливный кризис, то, наверное, только тогда".
И все-таки они возвращаются. С середины 2000-х годов то там, то здесь появляются элитные воздушные туры на дирижаблях, их используют для облетов туристически привлекательных мест. И они, а не только дроны, все еще обеспечивают мониторинг промышленных объектов или помогают городской полиции. Ну и популярность предшественника дирижабля – воздушного шара братьев Монгольфье – тоже никуда не делась.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
© Инфографика . Денис Крюков | Перейти в медиабанкНа дирижабле через Атлантику
На дирижабле через Атлантику
На дирижабле через Атлантику
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Нелетающая птица. Парадоксальные пингвиныПингвины: неуклюжие, но ловкиеСбит над Уралом: провал американского шпионаГлавные темы часа. 01:00НАТО боится России, Душанбе в недоумении, Литва возвращает украинцевСветлейший князь Меншиков: знаменитый острослов и любимец Николая IМир, труд, майГлавные темы часа. 02:00Мнения китайских экспертов о России и давление Запада на ПекинТайваньский вопрос, система принятия решений в Китае и "линия партии"Российские международные авиалинии: началоГлавные темы часа. 03:00Есть ли жизнь в Андромеде и других галактиках?Внеземные цивилизации: яркие теории и отсутствие доказательствГлавные темы часа. 04:00Память о "Крокусе", перспективные беспилотники и обещания ЛитвыЯдерная программа НАТО, МУС vs США и уязвимый Wi-FiГлавные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Мифы и вымыслы о Михаиле ЛермонтовеЛюблю отчизну я, но странною любовью!Главные темы часа. 07:00Главные темы часа. 07:30Главные темы часа. 08:00Неприглядная правда о дипломатах США и неугодная Переяславская радаВенерина загадка: где твои руки, "Прекраснейшая"?..Главные темы часа. 09:00Резолюция по Сребренице может привести к конфликту в Боснии и ГерцеговинеГлавные темы часа. 09:30Арабские посредники подталкивают ХАМАС к заключению сделки с ИзраилемГлавные темы часа. 10:00Отряды ВСУ в Польше, постоянный страх украинцев и недоверие союзников КиеваХан поможет, или Пейте воду из Олонки: о чем писала первая русская газетаГлавные темы часа. 11:00Говорим с Чадаевым о бюрократии будущего. Часть перваяГлавные темы часа. 11:30Говорим с Чадаевым о бюрократии будущего. Часть втораяГлавные темы часа. 12:00Помощь Киеву, "Небесный щит" против России и технологии в украинском МИДГлавные темы часа. 12:30Вклад Виктора Астафьева в русскую литературу и карты "Мир" в ГагаузииАй да евнух: второе китайское изобретение - что это было?Главные темы часа. 13:00Западные танки на Поклонной горе и США без российского уранаГлавные темы часа. 13:30В эфиреГлавные темы часа. 14:00Майские "каникулы" и экономика. Отмена комиссий за перевод самому себеГлавные темы часа. 14:30Коллекторы и долги за ЖКУ. Инфляция и высокие зарплатыМедицинская династия: БоткиныГлавные темы часа. 15:00Протесты в Грузии: почему в ЕС осуждают закон, давно работающий в Европе?Винный рейтинг: почему в мире стали пить меньше винаГлавные темы часа. 15:30Блинкен призвал ХАМАС, но его проигнорировалиОбойти и переиграть: страховщики жалуются на теневой флот РоссииГлавные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Психология таланта: как отличить гения от обычного одаренного человекаГлавные темы часа. 17:00Западные танки в Москве и проблемы ВСУГлавные темы часа. 17:30Условия для перемирия и бездействие МУСГлавные темы часа. 18:00"Леопарды" на Поклонной горе, неисправные самолеты для ВСУ и протесты в СШАГлавные темы часа. 19:00Продвижение ВС РФ, отставки на Украине и нравоучения ЕвросоюзаГлавные темы часа. 20:00Конфискация активов РФ: как США заложили под себя бомбуГлавные темы часа. 20:30ЦБ РФ и ставка, Финляндия фиксирует спад въездного туризмаГлавные темы часа. 21:00Главные темы часа. 21:30Главные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Главные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Брак Есенина и Дункан: "В этой жизни умирать не ново..."Спасенные сокровища Дрезденской галереиГлавные темы часа. 01:00Петровская "потаенная лодка" – прабабушка русских субмаринВзятие БерлинаГлавные темы часа. 02:00Все о транспортном налоге в 2024 году: ликбез и аналитикаПутешествуем по Приморью: Владивосток, Находка и важнейшие местаДесятилетие трагедии в ОдессеКогда размер имеет значение, или Как стать гомеопатомГлавные темы часа. 03:00Провальные маневры Королевского флотаЛяля и горилла: Как Чуковский поработал на славу американского киноГлавные темы часа. 04:00Главные темы часа. 05:00Сундук с сокровищами: кремлевская тайна на пятиметровой глубинеКартофелина на четверых и кирзовые чипсы: как выжить в океанеГлавные темы часа. 06:00Теперь не упадет: как у Пизанской башни появился "советский" фундаментГлавные темы часа. 07:00Трагедия в Одессе, протесты в Грузии, новые санкции, Африка и РоссияЖенщина на шаре в погоне за эффектом: отвага, помноженная на глупостьГлавные темы часа. 09:00Подняться в небо: обойдемся без самолета