Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Видимо, острословы еще не раз пройдутся по его фамилии. Уж очень она у него говорящая. Вальс. Он же и танцуется от печки. И голову закружит, если в темпе. И праймериз, думает, что проскочит на раз-два-три, раз-два-три. Хотя, учитывая то, что он одним из последних выставил свою кандидатуру на квалификационный отбор социалистов, можно сказать, что это какой-то слишком медленный Вальс. Впрочем, а куда ему спешить. Все и так знают, что и во Франции плох тот премьер, который не мечтает стать президентом.
Мануэль Вальс, правда, задумался об этом еще до того, как попал в кабмин. На предварительном голосовании соцпартии к прошлым выборам он, тогда депутат Национального собрания, был только четвертым. Скромненько, но этого вполне хватило, чтобы Франсуа Олланд заметил толкового парня и взял его с собой во власть. Сразу министром внутренних дел, а с 2014 года уже и председателем правительства. И впервые вторым лицом Пятой республики стал этнический испанец. Уроженец Барселоны, он из своих 54-х только 36 как гражданин Франции. Его душа, наверное, до сих пор рвется на части, когда трехцветные играют с "Красной фурией".
Так же, вероятно, металась она и в поисках собственного места в нынешних политических обстоятельствах. Он ждал своего часа, возможно, дольше, чем этого требовали ситуация и его темперамент. И хотя всем своим видом показывал, что готов к предвыборному бою, ничем ни нарушил субординацию. Даже после того, как прочитал откровения Олланда из скандальной книги "Президент не должен был об этом говорить", не промолчал, возмутился, вспылил – но не сказал главного: что может и должен его заменить. Хотя сам, пожалуй, уже и не входил в число тех 4%, что все еще поддерживали переизбрание хозяина Елисейского дворца.
Впрочем, и у самого Вальса рейтинг немногим выше. Но, как говорят в таких случаях, если бы выборы состоялись сегодня, он бы точно победил. Если бы только между ними. Однако социология упорно выводит во второй тур большой кампании кого угодно, только не социалиста, какую бы фамилию он ни носил. Тем не менее, было бы, конечно, странно, если бы Вальс даже не попытался. К тому же после самоотвода Олланда у него не осталось вариантов. Май или декабрь. Все равно уходить. Но сейчас это отставка на выборы. Какой-никакой, но шанс. Он же и будучи премьером все делал как глава государства. Вряд ли, однако, это назовут его достоинством.
И все-таки "да, я кандидат в президенты!", – слишком поспешно соскочил Вальс на галоп. Все-таки, чтобы стать кандидатом, надо праймериз пройти. А там претенденты такие, что покинули его кабинет гораздо раньше него. И по идеологическим соображениям, а не в силу обстоятельств. Он, правда, может вдохновиться триумфом "республиканца" Франсуа Фийона. Тоже ведь экс-премьер при непопулярном экс-президенте. И в какой-то степени будет даже прав. Не зря же Вальса считают слишком правым для левых. Но зачем Франции левый правый, если уже есть настоящий. В ней понимают, конечно, что плох тот премьер, который не мечтает стать президентом. Но отдают себе отчет: если он плох как премьер, то и президентом будет не лучше.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.