Автор Дмитрий Геер
В 1962 году правительства Франции и Великобритании подписали соглашение, которое легло в основу разработки сверхзвукового лайнера. Позже его окрестили Concorde (в переводе с французского "согласие", "союз"). Тот факт, что разработку вели две страны, объяснялся просто: подобный проект по своей стоимости не могли реализовать в одиночку даже американцы. Кстати, они, в конце концов, отказались от постройки 300-местного Boeing-2707, который должен был курсировать на трансатлантических рейсах.
Главное предназначение совместного детища заключалось в том, чтобы получить в итоге сверхзвуковой полет. Именно поэтому и его внешний вид, и конструкция сильно отличались от дозвуковых. Отдельного упоминания заслуживает топливная система Concorde, которая служила также для перебалансировки самолета при выработке топлива, которое составляло значительную часть взлетного веса.
В итоге конструкторам удалось добиться дальности полета в 6500 километров при крейсерской сверхзвуковой скорости в 2150 км/ч. Во время сверхзвукового полета фюзеляж разогревался до 127 градусов по Цельсию, а сам самолет становился на 25 сантиметров длиннее из-за тепловой деформации. Пассажирам не рекомендовали прикасаться к стеклам иллюминаторов: можно было серьезно обжечься.
Единственная авария за всю историю Concorde случилась 25 июля 2000 года в Париже. Самолет наехал на металлическую деталь, отвалившуюся от двигателя взлетевшего ранее американского самолета. Concorde поднялся в воздух, но после возник пожар, началось разрушение крыла, из-за которого аппарат потерял управление и рухнул на землю.
"Они оказывают большое влияние. Одно только то, что в результате этой информации развернули самолеты и возникла паника с Египтом – уже это является показателем. То есть СМИ оказывают очень большое влияние на людей. Особенно в таких трагических ситуациях.
Вместе с тем, говорить, что после той катастрофы Европа отказалась от идеи сверхзвуковых самолетов, не стоит, настаивает генеральный директор компании "Альянс авиационных технологий Авинтел" Виктор Прядка:
"Некоторые фирмы периодически возвращаются к работе над сверхзвуковым пассажирским самолетом. Прорабатывались проекты и на фирме Boeing, и в Европе в Airbus Industry – нынешнее название EADS. Но конструкторы упираются в такой момент, как экономичность двигателя.
Ведутся работы в этом направлении и в России. В мае этого года Владимир Путин поручил возобновить производство Ту-160М и до 2020 года поставить в войска не менее 50 самолетов Ту-160. Но есть и другие задачи, считает Виктор Прядка:
"Что касается фирмы Туполева, то сейчас, конечно, у фирмы не так много новых заказов для проектирования. Было бы разумно сейчас довести до кондиции довольно совершенный самолет в аэродинамическом плане – это Ту-204 и его последующую модификацию Ту-214 за счет повышения экономичности двигателя и установки совершенного радиоэлектронного оборудования".
Время от времени появляются сообщения о том, что различные авиакомпании планируют в будущем использовать новые реактивные сверхзвуковые самолеты, чтобы, в первую очередь, сократить продолжительность полетов. Однако пока дальше намерений разработать новые пассажирские сверхзвуковые лайнеры речь не заходит.