Автор Дмитрий Геер
Около года назад Джордж Буш-младший признавался в том, что в начале своего президентского срока у него были хорошие отношения с российским президентом Владимиром Путиным. Постепенно ситуация начала меняться. Буш считает, что это связано с растущими ценами на нефть. Однако многие эксперты склонны видеть причину совсем в другом: руководство России все чаще стало выступать с критикой внешнеполитического американского курса. Затрагивала эта критика и возможность развертывания на территории восточноевропейских стран системы ПРО.
С приходом в Белый дом администрации Буша-младшего, интерес к созданию системы ПРО на основе ранее проводившихся разработок в рамках программы СОИ (Стратегической оборонной инициативы) только усилился. Уже в 2001 году Джордж Буш объявил, что система ПРО будет защищать территорию не только США, но и их союзников. Под защиту попадали и так называемые дружественные США страны, где не исключалось размещение элементов этой системы. Первой в списке была Великобритания – так всему миру было дано понять, кто является ближайшим союзником США. О своем желании оказаться в зоне влияния этой системы высказались некоторые страны Восточной Европы, например, Польша. В результате в июне 2002 года США официально вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. Конечно, все делалось под лозунгом борьбы с терроризмом. Но уже скоро стало понятно, что подобные шаги наносят урон отношениям с Москвой, которые изначально были основаны на доверии, отмечает профессор кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского госуниверситета Александр Кубышкин:
"Правление Джорджа Буша знаменовалось рядом громких событий – и внутренних, и внешних. Прежде всего, внешние – это, безусловно, террористическая атака 11 сентября 2001 года и новый этап современной американской истории, который возложил на него колоссальную ответственность. То есть организация борьбы против международного терроризма. В это время происходит в значительной степени коррекция американской международной политики, происходит одновременное, правда, недолгое сближение с Россией в плане стратегии борьбы с международным терроризмом. Я напомню, что президент Путин был первым, кто позвонил Джорджу Бушу-младшему и выразил ему соболезнования в связи с тяжелыми жертвами в результате нападения, террористической атаки. Главная цель в первой половине его президентства была сосредоточена на борьбе с международным терроризмом и создании коалиции".
В дальнейшем стало понятно, что Буш-младший будет активно противодействовать любому шагу России, который не устраивает Вашингтон. Так, в период боев в Южной Осетии Буш осудил российские действия и даже назвал военное вмешательство России "непропорциональным" использованием силы.
Одновременно Буш-младший довел до конца начатое Биллом Клинтоном расширение НАТО. Это произошло за счет трех балтийских республик – Латвии, Литвы и Эстонии, а также Болгарии, Румынии и Словакии. Фоном этой операции были постоянные заверения в том, что расширение не угрожает России, а его цель – полная стабильность. Опасения же России, связанные с неприсоединением новых членов Североатлантического альянса к Договору об обычных вооруженных силах в Европе, в Вашингтоне услышать не захотели.
"Джордж Буш-младший приходил к власти изначально чуть ли не как изоляционист и пацифист. Он достаточно жестко критиковал Билла Клинтона за его политику построения наций (state building) или построение государства за пределами США. Однако все изменило 11 сентября. Джордж Буш-младший, окруженный ястребами и неоконсерваторами, достаточно быстро сорвался не только в политику интервенционизма на Ближнем Востоке – как известно, при нем началось две войны. Но он также стал всячески продвигать НАТО в Европе, расширять его состав за счет европейских стран.
В итоге отношения с Россией стали весьма сложными. А ведь после 11 сентября 2001 года, когда Буш объявил глобальную войну международному терроризму, между Москвой и Вашингтоном произошло сближение сразу по многим вопросам международной политики. Однако прорыва так и не произошло: Америка просто не готова позволить кому-то проводить политику, которая хоть в чем-то не отвечает интересам США.