Автор Дмитрий Геер
Еще несколько лет назад многие ученые приводили доказательную базу того, что уже в 2015 году мир ожидает глобальное похолодание. Однако пока все это так и осталось предсказанием — одним из тех, что появляются в научных и околонаучных изданиях время от времени.
Сотрудники Национального агентства по морским исследованиям Японии сообщили: температура воды в Гренландском море указывает на то, что Северное полушарие находится в конце цикла потепления, которое началось еще в 1980 году. Многие ученые тут же провели параллели: в Средние века за глобальным потеплением последовало глобальное похолодание — Малый ледниковый период. В 1621 году замерз пролив Босфор, в 1709 — Адриатическое море. По Темзе и Дунаю катались на коньках и санках. Лондон утонул в снегу. В России фактически три года подряд (в 1601, 1602 и 1604) в июле ударили настоящие морозы.
Сегодня подобный сценарий тоже можно рассматривать как весьма реальное развитие событий, уверен физик-теоретик Алексей Карнаухов:
"Глобальное потепление, которое сейчас происходит и которое может перейти в необратимую стадию с весьма печальными последствиями для человечества, в ближайшее время может спровоцировать наступление очередного ледникового периода. Считается, что глобальное потепление вызывает таяние льдов Гренландии, может опреснять воды Ледовитого океана и Северной Атлантики, в результате менять свойства течений Северной Атлантики. Сейчас, например, Лабрадорское течение, которое течет между Гренландией и Канадой и движется наперерез Гольфстриму, имеет плотность воды, которая ниже чем у Гольфстрима, и поэтому спокойно под него "подныривает", не мешая Гольфстриму подогревать Европу. Но по мере увеличения количества пресной воды в этом течении, оно может врезаться в Гольсфстрим, оттеснив его к югу и нарушив это тепловое обеспечение Северного полушария. Больше всего пострадает Европа, в значительной мере Северная Америка. И Россия тоже должна опасаться такого. Падение температуры в результате остановки Гольфстрима может составлять около 20 градусов в Европе".
"Возможно, что в прошлом падение крупных метеоритов начинало малые парниковые катастрофы, в результате которых вымирали динозавры. Поэтому, конечно, климатические изменения — это главная опасность. И не похолодания, а потепления, нарушение химического равновесия, которое сложилось на нашей планете, и переход глобального потепления в необратимую фазу, — вот то, что я называю парниковой катастрофой. Именно изменения климата могут привести к тому, что наша планета превратится в Венеру, в подобие Венеры, жизнь на поверхности станет невозможной".
Вместе с тем, не стоит забывать и о том, что человек нередко уже сегодня сталкивается с проблемами, которые были порождены рядом природных факторов, но последствия оказались самыми неожиданными. Наиболее ярким примером подобного стечения обстоятельств можно считать аварию на АЭС Фукусима, констатирует руководитель проекта "Футура.ру" Сергей Москалев:
"Например, беда, которая возникла в Фукусиме на атомной станции, она была связана не напрямую с тем, что взорвались реакторы. Она была связана с тем, что разрушилась герметичность из-за цунами и прихода воды, а потом в течение более 10 часов работал человеческий фактор, когда люди не могли заглушить реактор, ожидая начальства в Токио. То есть люди на местах, на самой фукусимской станции боялись взять на себя ответственность и остановить реактор. Поэтому мы видим, как какая-то природная вещь порождает каскадный кризис, в котором уже участвуют люди. В результате — колоссальные убытки, большая территория, которая будет пригодна к жизни лет через 100-150, миграция нескольких десятков тысяч людей".
А вот исключать сценарий глобального потепления большинство опрошенных экспертов все-таки не спешат. Ведь таяние арктических льдов повлечет за собой изменения флоры и фауны, поставит вопросы с обеспечением водой, а значит, и человек окажется в новых условиях обитания.