Автор Дмитрий Геер
Финансисты всего мира уже не первую неделю внимательно следят за событиями в Китае. Помимо ставшей всем уже близкой и родной Греции на резкое падение ценных бумаг повлияли бури на финансовых площадках КНР. Вместе с тем, большинство аналитиков считают, что говорить о финансовом Армагеддоне мирового масштаба пока еще очень рано.
Резкое падение курса акций на китайских биржах стало холодным душем не только для китайского бизнеса. В основе этих неприятностей, по мнению финансистов, лежат не внушающие оптимизма данные по макроэкономической ситуации в китайской экономике. Так, прибыль китайских компаний в июне снизилась на 0,3% по сравнению с годом ранее. В итоге все стали еще раз проверять китайскую экономическую статистику, которая, кстати, пока внушает оптимизм, уверен доцент факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Василий Якимкин:
"Китайские проблемы сейчас у всех на виду. Но это "проблемы в кавычках": страна очень хорошо растет – 7%. Планово идет снижение темпов роста ВВП, но 7% для такой мощнейшей экономики – это очень хорошо".
При всей значимости китайской экономики, не стоит думать, что только от нее зависит развитие всей мировой экономики в целом. И пока настоящие гиганты не внушают серьезных опасений, подмечает замгендиректора по инвестиционной аналитике ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Верников:
"Пока, по прогнозам, китайская экономика в этом году вырастет на 7% – официальные прогнозы, которым мало кто доверяет, – а американская экономика вырастет на 2,5-3%. Формально можно сказать, что такие экономические тяжеловесы тянут мировую экономику вперед, но есть многие факторы, которые могут повлиять на экономику. Точно можно сказать, что развивающиеся страны наименее защищены. Может сложиться такая ситуация, что американская экономика будет плюсовать по итогам года. А экономика развивающихся стран, например Бразилии и России, которые имеют большой экспорт товаров, они наоборот уйдут в минусовую зону. На что нам и намекают фондовые рынки, которые находятся не в очень хорошем состоянии. Почему уйдут в минусовую зону? ФРС, скорее всего, начнет в этом году ужесточать политику. Это означает, что доллар начнет крепнуть, и это будет отражаться на ценах на сырьевые товары. Соответственно, это будет плохо для России и Бразилии. То, что доллар крепнет, это плохо для тех стран, которые набрали долларовые долги. Например, для Турции. При любом "чихе" мировой экономики, первыми пострадавшими будут развивающиеся рынки".
Но говорить, что даже эти течения приведут к финансовой буре мирового масштаба, все-таки не стоит, заключает Василий Якимкин. А в случае с Россией, экономика сразу получит положительные импульсы, когда политика отойдет на второй план, уверен эксперт:
"Я думаю, что кризис в ближайшее время мировым экономикам не грозит, хотя в отдельных регионах могут быть проблемы. В частности, в России полтора года будет рецессия. Это связано как с внутренними проблемами, так и с внешним негативом – санкции, перекрытие кредитных линий со стороны западных банков. Но в целом внешний фон – хороший, но когда санкции будут сняты, мы получим небольшую поддержку в экономике, возникнет положительный тренд, рецессия у нас прекратится. Но из-за внутренних проблем темпы роста у нас будут очень низкие, не больше 2%".
Другой вопрос, что занимаясь проблемами в экономике одной страны, нередко забывают отслеживать, что же происходит у соседей. В результате, бросая все силы на помощь, например Греции, необходимо не терять из виду и тех, кто сегодня называется локомотивом. Так, один из них на европейском поле может оказаться под ударом уже в ближайшее время, предупреждает Андрей Верников:
"Кризис – очень популярная медийная тема. Многие даже выстраивают на этом определенную пиар-кампанию. И даже сайт есть специальный, издания – эта тема хорошо продается. Скорее всего, следующий кризис будет связан с дефолтом европейской страны, который сейчас мало кто ожидает. Франция, например. Ее экономика носит государственный контролируемый характер, там есть плановость. Многие сейчас на это внимания не обращают, но гром может грянуть не в слабых странах, таких, как Португалия и Испания, а вполне может грянуть во Франции или в Италии. Так что, думаю, в Европе что-то может произойти".
Однако подобную точку зрения разделяют в той же Европе далеко не все. Помимо этого, много сторонников есть и у теории о том, что кризис – это лучший экономический двигатель. Говорит Василий Якимкин:
"Эволюция мировой экономики движется от кризиса к кризису. Я думаю, очередной кризис будет, вопрос – когда. В ближайшей перспективе – год, два, три – я не вижу, чтобы разгорелся такой кризис. Наоборот, экономики восстанавливаются, ЦБ во многих регионах мира проводят ультралиберальную политику, чтобы раскачать экономический рост. И вроде им это удается. Американский федрезерв в свое время проводил количественное смягчение. Теперь он настроен на то, чтобы поднимать ставку. ЕЦБ сейчас проводит политику количественного смягчения до сентября 2016 года как минимум. Потом Марио Драги считает, по оценкам его экспертов, что ситуация улучшится заметно в Еврозоне".
Споры, откуда ждать следующего экономического удара, не утихают ни на миг. После 2008 года эксперты и политики научились пристально изучать любые сигналы. Однако использовать эти данные, чтобы избежать будущих потрясений, удается пока слишком редко.