Автор Дмитрий Геер
Радикальный ислам уже окрестили новой "холодной войной". Эксперты все чаще призывают ведущие мировые державы обратить свое пристальное внимание на африканский континент и Юго-Восточную Азию. Именно там происходят серьезные изменения, и именно там набирает все больше силы движение радикального ислама.
Вашингтон не в состоянии до конца осознать, что сегодня радикальный ислам является чуть ли ни главной угрозой миру. Все чаще в Америке говорят о том, что многие действия администрации противоречат идее национальной безопасности. И даже способствуют тому, что угроза нарастает с каждым годом. "Исламское государство" уже доказало, что имеет не только далеко идущие планы, но и хорошую базу, которая будет постоянно поставлять новых бойцов. Уже сейчас можно говорить о том, что радикальный ислам пустил глубокие корни в Юго-Восточной Азии.
Достаточно вспомнить исламскую Индонезию, где джихад существует уже многие годы, а в октябре 2002-го на Бали прогремел нашумевший теракт, который там называют региональным аналогом "11 сентября". А еще в 2004 году под ударом оказалось посольство Австралии в Индонезии, а в 2009 году – отель Marriott в Джакарте. Исламский фактор сегодня играет важную роль во многих странах региона, продолжает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Елена Фомичева:
"Филиппины – там существует джихадистское движение на юге страны. Они прибегают к вооруженным методам борьбы. В Таиланде мусульманское население компактно проживает в южных провинциях страны. Ислам – это религия малайского населения этой части страны. Там существует сепаратистское движение – несколько организаций.
Помимо этого, во многих странах уже есть серьезные силы, которые представляют проблему для местных властей. В Индонезии это "Джемаа исламия", власти Филиппин борются с группой "Абу Сайяф". Они существуют уже давно, устраивают теракты, а часто ведут настоящую партизанскую войну.
"На юго-востоке Азии сталкиваются две цивилизации – буддистская и исламская. И в определенной степени мы видим наступление радикальных исламистов в традиционных странах буддизма, какое-то участие радикальных группировок в попытке переворота в этих странах. Мы видим активную пропаганду радикальных исламских группировок внутри страны попытку переформатирования буддистских стран в радикальные исламские традиции. Эта тенденция характерна не только для индо-китайских государств, а в целом для мира.
В итоге многие из движений радикальных исламистов не скрывают, что хотят сформировать исламские государства в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, части Брунея, на юге Филиппин и в Таиланде. И хотя это только планы, не думать об их серьезности не стоит. Как не стоит упускать из виду и утверждения о том, что для "Исламского государства" этот регион не представляет никакого интереса. Мол, он не входит в его задачу по формированию мирового халифата. Джихадисты уже давно освоили и правила пиара, и законы классической риторики, а главное – прекрасно усвоили, что движение может быть только вперед и только к новым целям.