Автор Дмитрий Геер
Россия играет ключевую роль в деле возведения атомных станций. После Фукусимы весь мир внимательно изучает все предложения, и многие страны приходят к выводу, что российские проекты отвечают самым высоким критериям.
Госкорпорация "Росатом" не будет пересматривать планы по стройкам АЭС за рубежом, несмотря на сложную экономическую ситуацию в России, заявил этой весной генеральный директор корпорации Сергей Кириенко. Более того, уже подсчитано, что за три года портфель зарубежных заказов "Росатома" вырос в три раза. Работа на ближайшие годы есть, приводит конкретные цифры директор департамента коммуникаций госкорпорации "Росатом" Сергей Новиков:
"По состоянию на 1 января 2015 года мы имеем портфель заказов на10 лет вперед – в 101 млрд 400 млн долларов. Преимущественно – заказы на сооружение АЭС и обеспечение топливом. Сейчас у нас имеются твердые контракты на сооружение 23 блоков. В процессе переговоров находятся межправительственные соглашения или коммерческие контракты еще примерно на три десятка блоков. Мы с полным правом можем претендовать на 25% мирового рынка сооружения АЭС. А все прогнозы международных организаций говорят о том, что в ближайшее десятилетие парк должен фактически обновиться. Будет построено минимум 450 новых энергоблоков. При таком масштабном портфеле нам еще есть куда двигаться".
Важно отметить, что все эти проекты не сконцентрированы в каком-то одном географическом направлении. Российские энергетики сегодня работают по всему миру. А это значит, что в российский продукт верят и хотят использовать его для решения своих экономических задач многие страны. Говорит директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков:
"Список стран достаточно широк. И в этой связи те политические события, которые сегодня имеют место, санкционное давление, попытки вытеснить российские компании с отдельных рынков, в том числе, в области строительства АЭС, например, с рынка европейских государств, на мой взгляд, негативного эффекта на российскую атомную промышленность в среднесрочной перспективе оказать не могут".
Кстати, атомная энергетика и в вопросе санкций оказалась на особом месте: контракты заключены на долгие годы вперед. И пока страны просто проводят подготовительную работу, ожидая отмены всех ограничений. Тем более что на кону стоит вопрос не только экономической выгоды, но и проблема надежности. А в этом вопросе России сегодня нет равных. В первую очередь, это связано с тем, что именно российские специалисты потратили много времени и сил, чтобы извлечь все возможные уроки из таких крупных аварий, как Чернобыль и Фукусима. Результат не заставил себя ждать и оказал сильное влияние на будущих покупателей, резюмирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
"Эта надежность была выстрадана многими сложными ситуациями, начиная с Чернобыльской аварии, поэтому этому аспекту уделялось максимальное внимание. Я думаю, что "Росатом" с учетом этой истории на первое место ставил надежность. После Фукусимы были внедрены ряд дополнительных устройств, которые позволили повысить безопасность с учетом того опыта, который был получен после аварии на Фукусиме. Поэтому, я думаю, что сейчас с точки зрения надежности и подхода к надежности мы являемся лидером в мире".
Держаться на лидирующих позициях России помогает и конкурентоспособность предложений, в которых соединены современные технологии и новейшие разработки российских ученых и конструкторов. Немаловажным фактом является и то, что все проекты полностью соответствуют требованиям МАГАТЭ. А главное, Россия готова продолжать работать с партнерами на протяжении всего жизненного цикла каждой АЭС.