Автор Дмитрий Геер
Когда закончится Бреттон-Вудская система, и что придет ей на смену? Аналитики по всему миру уже не первый год пытаются дать ответ на этот вопрос. Но пока все сходятся только в одном: рано или поздно доллар постигнет судьба золота, но пока еще у него есть силы отстаивать свои позиции.
Доллар уже давно начал путь от реального экономического механизма к тому, что нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц определил как "валюта, основанная на вере". Против него играли и проблемы в американской экономике, и войны, которые Вашингтон регулярно развязывал и развязывает по всему миру. Однако пока он остается средством вложения, изменить сложившееся положение вещей будет очень сложно, считает директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев:
"С моей точки зрения, доллар останется единственной мировой резервной валютой в ближайшее время. Плюс к тому, доллар, в отличие от других основных валют – это единственная в мире валюта инвестиций. То есть задача политики Федерального резерва в том, чтобы доллар был единственной привлекательной валютой для размещения капитала. Именно поэтому в ближайшее время США начнут повышать ставку. Соответственно, капиталы идут в Америку, они позволяют без проблем рефинансировать современный американский долг. Плюс котировки американских акций тоже растут, что поддерживает уверенность потребителей и внутренний спрос".
Сюда же стоит отнести и зарождение системы нефтедоллара, когда в 70-х годах прошлого века был вбит последний гвоздь в крышку гроба золотого стандарта, а благодаря соглашению США и Саудовской Аравии стоимость нефти стали оценивать в долларах. Это увеличило спрос на американскую валюту во всем мире. Но есть еще и какая-то фанатичная вера в доллар, которая охватила мир и которая убивает все сомнения относительно зеленых бумаг, уверен финансовый директор Центра стратегической конъюнктуры Александр Воробьев:
"Долг США будет расти, потому что могущество доллара заключается не только в экономической мощи США, а в этой почти религиозной вере всего остального мира в доллар, как в основную валюту. Не случайно примерно год назад немецкие спецслужбы выявили человека, который, являясь помощником Виктории Нуланд, осуществлял печатание фальшивых долларов, которыми американцы расплачивались с сирийской оппозицией и боевиками в Ливии, Ираке и, говорят, даже на Украине. Доллар – это некая метафизическая величина, в которую верят все".
И все-таки новый век принес новые течения. Все больше стран задумываются над тем, что долларовая система уже не соответствует экономическим изменениям, которые происходят по всему миру. А это значит, что процесс запущен – и в ближайшем будущем доллар должен будет пойти по пути золота. Тем более, что в экономике США уже есть неприятные тенденции. Но пока, судя по всему, Вашингтон продолжает жить сегодняшним днем и не думать о конкурентах. Говорит кандидат экономических наук Александр Кнобель:
"Все зависит от крепости американской экономики и надежности обязательств. Пока экономика занимает 20% мирового ВВП, у доллара есть все шансы оставаться мировой резервной валютой. Другое дело, что есть и другие мировые резервные валюты, которые составляют доллару конкуренцию. Может быть, юань впоследствии сможет как-то конкурировать, ну а пока те резервные валюты, которые имеют место, не обусловлены стабильностью тех экономик, которые те валюты представляют".
Не стоит забывать и о том, что рано или поздно изменения произойдут и отдельно в Западном полушарии. Тем более, что предпосылки уже заложены, напоминает Александр Разуваев:
"Теоретически доллар может заменить валюта для США, Канады и Мексики. Даже название у нее есть – амеро. Идея высказывалась лет 15 назад. Но все-таки пока это больше разговоры. Если это и будет, то в очень отдаленной перспективе".
И все же надо согласиться с тем, что диктат доллара будет постепенно снижаться. Как уже снижается доля Америки в мировом ВВП, торговле и даже инвестиционном потоке. Понятно, что все это сказывается на долларе. Как сказывается на нем и привычка жить в кредит и копить долги. А это значит, что Вашингтон будет пытаться сохранить свое право быть главным в мировых финансах силой. На это хорошо работает практика создания точек нестабильности по всему миру.