Автор Дмитрий Геер
Вашингтон развернулся к Кубе: то ли десятилетия санкций оказались бессмысленными, то ли Барак Обама пытается ухватиться за последнюю соломинку и все-таки остаться в истории чем-то больше, чем просто очередной президент США.
На первый взгляд может показаться, что США и Куба идут по пути сближения семимильными шагами. Только в прошлом декабре Барак Обама заявил о желании нормализовать отношения с Островом Свободы. А уже в апреле обратился к конгрессу и сообщил о намерении исключить Кубу из перечня государств-спонсоров международного терроризма. Теперь уже речь идет о том, что Вашингтон и Гавана чуть ли не обмениваются послами. Но не стоит строить никаких долгосрочных планов, потому что пройти обратный путь и отменить все санкции и ограничения на самом деле гораздо труднее, чем вводить их, предупреждает научный сотрудник отдела евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Сергей Михайлов:
"Понятно, что бонусов США дальнейшая изоляция Кубы никаких не приносит, а негативные моменты есть. И в связи с этим было решено пойти на смягчение отношений. Если это смягчение будет развиваться дальше, хотя здесь могут возникнуть разные обстоятельства, вплоть до того – а как там следующий президент к этому отнесется – то нормализация этих отношений – очень длительный процесс. США за 50 лет наработали такой корпус законодательства, запрещающий взаимодействие с Кубой, что для того, чтобы просто отметить эти законы, даже если они очень сильно захотят, потребуется масса времени. Пока это декларация о намерениях, а не реальные шаги. Реальные шаги еще надо очень долго подождать".
То, что процесс будет долгий, подчеркивают и в Гаване. В кубинском МИД отмечают: полная нормализация отношений займет много времени. Прежде всего, надо создать поле для обсуждения таких проблем, как снятие блокады острова, возвращение незаконно занимаемой американскими военными базы в Гуантанамо. Настаивает Куба и на прекращении трансляции незаконных теле- и радиопередач. Перед двумя странами стоит целый блок вопросов, многие из которых будут решаться нелегко, считает генеральный директор Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки Татьяна Машкова:
"Для того, чтобы Куба стала серьезным экономическим партнером для США, необходимо, чтобы было снято торговое эмбарго, экономические санкции. И, кроме того, в плане чисто политическом продолжают существовать серьезные разногласия между Кубой и США. Причем они коренного свойства, базового. Это не мелочи. По тем же правам человека есть большие разногласия".
Куба – это только одно доказательство того, что роль Америки в Западном полушарии все больше напоминает шагреневую кожу: влияние сокращается, давление не приносит результата, действенных рецептов на будущее так и не появилось. Выход пока в Вашингтоне нашли только один – придумать новые партнерские программы, в которых Америка опять сможет играть первую скрипку. Один из таких проектов – Транс-Тихоокеанское партнерство. Говорит заместитель директора по научной работе Института Латинской Америки Борис Мартынов:
"Повсеместно констатировалось падение их влияния в Латинской Америке. И по экономическим показателям, и в плане политики. Первый период президентства Обамы характеризовался как вообще игнорирование интересов народов этих стран. Сегодня предпринимаются некоторые попытки восстановить влияние США. Это попытка нормализации американо-кубинских отношений. Во-вторых, продвижение США и Обамой идеи Транс-Тихоокеанского партнерства без участия Китая и России, но куда он собирается включить интеграционное образование Южной Америки – так называемый Тихоокеанский альянс".
Однако и этой международной торгово-экономической организации в будущем суждено столкнуться с, мягко говоря, непониманием ряда участников. Ведь основная ее идея – стать противовесом нарастающему влиянию Китая и России. Понятно, что страны Латинской Америки будут просчитывать все экономические выгоды, а, значит, проект, который оставляет их главных потенциальных союзников за бортом, рано или поздно они сочтут неприемлемым.