Автор Дмитрий Геер
Россия учится преодолевать санкции, а российские предприятия уже сумели отвоевать небольшую часть рынка у западных игроков. К такому выводу пришли эксперты влиятельного издания Forbes. Это подтверждают и сами производители.
Прошедший год заставил многие российские компании пересматривать свои бизнес-планы и учиться быстро реагировать на изменяющиеся условия. Кому адаптироваться помог курс валют, а кто-то сумел воспользоваться шансом и занять ставшие свободными ниши на рынке. В числе таких компаний оказались крупнейший в России переработчик попутного газа – компания "Сибур", станкостроительный завод "Стан", группа компаний "Обувь России". Теперь это должно послужить примером и для других компаний, которые пока еще не смогли воспользоваться преимуществами сложившейся ситуации, считает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников:
"Это не только борьба с санкциями и не только возможности решить проблемы в нынешних тактических условиях. Это могло бы стать стратегическим проектом для расширения производства на территории России, создания новых рабочих мест, производства добавленной стоимости внутри страны. Если к этому будет проявлена серьезная воля, то такие проекты будут запущены".
В том, что это необходимо все равно сделать, уверены опрошенные радио Sputnik эксперты. Ведь, как показывает история, быстро отменить санкционные механизмы не получается. И хотя европейский бизнес, который больше всего пострадал от этой политики, ищет обходные пути к российским партнерам, ждать быстрой "отмашки" Вашингтона не приходится. Говорит старший научный сотрудник Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований Ирина Семенова:
"Санкции, которые когда-либо вводились США, потом очень долго не снимаются. Пример – Иран. Это крайне сложно процедурно – отменить санкции. Что касается России, то курс на ее сдерживание там четко выработан, менять они его не имеют причин. Поскольку, по сравнению с Европой, не несут практически никакого урона от антироссийских санкций. Есть недовольство со стороны промышленников. Европейский бизнес прилагал значительные лоббистские усилия, направленные на снятие санкций. Но с определенного момента, мне кажется, ситуация поменялась: представители европейского и американского бизнеса смирились с ситуацией. Они начали разрабатывать какие-то стратегии, которые помогают им вести бизнес и в условиях санкций".
Понимают это и российские власти, которые уже сделали важные шаги. Они должны помочь российскому бизнесу, уверен директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов:
"Государство разработало огромный пакет мер – как субсидий для промышленных предприятий, так и механизмов льготного кредитования, субсидирования процентных ставок, налогов на собственность, на доход. Например, с 2015 года реализуется программа софинансирования создания индустриальных парков в регионах".
Правда, пока еще мало внимания уделяется вопросам, как ознакомить с этими проектами непосредственно тех, для кого они и разрабатываются. С этой целью необходимо создать и внедрять специальные механизмы, продолжает Григорий Добромелов:
"Необходим консалтинг со стороны госорганов и просветительская работа: семинары, информирование чиновников на местах о механизмах использования поддержки. Потому что даже если чиновник на месте знает, что есть такая программа, он не всегда умеет с ней работать. Здесь необходима просветительская работа. И также необходимо после того, как уже чиновники научатся работать с этими механизмами, они на своих местах, в регионах должны уже работать с предпринимателями".
Россия за прошедший год сумела не только осознать, какие отрасли наиболее зависят от иностранных партнеров, но и разработать первые общие меры. Они призваны показать, какие внутренние возможности можно использовать сегодня, а какие появятся в самое ближайшее время. Теперь каждое предприятие и каждая компания должны примерить новшества и выбрать форматы по "вкусу и цвету".