Автор Дмитрий Геер
Гордое звание "локомотивов" Евросоюза стало серьезным испытанием для Франции и Германии. С одной стороны, именно на их плечи ложатся тяготы главных экономических проблем. С другой – никакое, даже большое влияние не позволяет им решать европейские вопросы в выгодном для себя ключе. Последний пример: ЕЦБ пошел по пути количественного смягчения, несмотря на активное возражение со стороны Берлина.
ВВП еврозоны в первом квартале текущего года показал рост на 1% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Лучше всех росли Франция и Италия. Но для аналитиков куда важнее оказался тот факт, что синхронно удачно выступили участники экономической четверки – Франция, Италия, Германия и Испания. Другой вопрос, что основа этого роста лежит в удешевлении евро, который потерял к доллару более 20%, ну и дешевая нефть. Но европейцы не теряют оптимизма – ведь "локомотивы" в лице Франции и Германии рассчитывают на положительные показатели и дальше. Ведущая роль в европейских экономических процессах отводилась этим странам с самого начала, напоминает заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов:
"Германия и Франция с самого начала зарождения самой идеи о европейской интеграции, европейском союзе были в ряду основателей интеграционной группировки. И продолжали играть на протяжении всей истории ЕС роль своеобразного локомотива. Их называли даже двигателем европейской интеграции. В сегодняшней ситуации Германия является тяжеловесом в рамках ЕС, ведущим и лидирующим государством по многим показателям. Прежде всего – экономическим. Франция входит в четверку ведущих государств и продолжает активно взаимодействовать на поле европейской интеграции. Кроме того, и Франция, и Германия традиционно выступали всегда за большую автономию Европы на международной арене. В том числе в вопросах внешней политики и безопасности".
Вместе с тем, говорить, что эти страны демонстрируют идентичный подход к решению европейских задач, не стоит, добавляет заведующий сектором исследований Европейского союза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин:
"Существует некоторое различие в их подходах. Германия по-прежнему в большей степени настаивает на политике жесткой экономии, а Франция больше склоняется к тому, чтобы проводить более мягкую бюджетную политику. Все-таки более активно проводить программу количественного смягчения, которую сейчас осуществляет ЕЦБ. Эти противоречия имеются, хотя они не являются определяющими".
События последнего года доказали, что эти страны играют ключевую роль и на политической арене. Ярким примером стали события на Украине и появление минского формата переговоров. Именно Германия и Франция стали самыми активными европейцами, которые помогают Украине разрешить тяжелый внутренний конфликт. Говорит Дмитрий Данилов:
"Украинский кризис является ключевым вопросом современных европейских отношений. В этой ситуации Франция и Германия входят в "нормандскую группу" и активно занимаются вместе с Россией поиском путей урегулирования. Все это очень важно. Внутри Европейского союза они играют важную роль. Между ними есть разногласия. Не во всем Франция и Германия, как это может показаться на первый взгляд, едины. Есть различия в интересах, в политических мотивациях. Но, в основном, развитие европейской интеграции невозможно без консенсусного мнения Франции и Германии на пути развития ЕС".
Вместе с тем, наряду с такими интеграционистами, как Франция и Германия, важную роль в Европе играет Великобритания, которая постоянно говорит о своем желании выйти из ЕС. Понятно, что тандем Париж-Берлин находится под влиянием и Лондона, и всех остальных евроскептиков. Аналитики считают, что в будущем "локомотивам" предстоит серьезная работа над тем, чтобы избежать серьезных потерь в составе всего европейского поезда.