Автор Дмитрий Геер
Киевские власти не теряют надежду оказаться в списке стран Североатлантического блока. Петр Порошенко в апреле подписал указ, который утверждает национальную программу сотрудничества страны с НАТО на 2015 год.
Украина хочет в НАТО уже давно. Впервые о намерении вступить в альянс заявил еще в 2002 году тогдашний президент Леонид Кучма. А еще раньше, в 1999 году, была налажена работа комиссии Украина-НАТО. На этом, правда, все и закончилось.
То, что сейчас выбран не самый удачный момент, говорят даже эксперты, которые рьяно отстаивают точку зрения нынешних киевских властей. Все чаще раздаются голоса о том, что Украина должна пройти серьезный путь государственного развития, прежде чем претендовать на новые, тем более, военные союзы, считает член Совета по внешней и оборонной политике Александр Михайлов:
"На сегодняшний день Украина – это странное образование. Я бы ее не назвал государством в том виде, в котором должно существовать государство. Это некий анклав с очень непредсказуемой политикой и непредсказуемыми политиками. И как следствие: в ближайшее время будет очень серьезный пересмотр вообще. Запад демонстрирует некую приверженность к краеугольным вопросам государства. Например, неделимость территории. На это направлена их риторика. Но они плохо представляют, с каким продуктом они имеют сегодня дело. Ведь нынешнее руководство Украины показало то, что вряд ли даже граждане Украины желают под этим руководством существовать. Мне кажется, что здесь больше такая вялотекущая политическая игра".
Более того, в будущем любые контакты с Украиной могут стоить НАТО серьезных имиджевых потерь. И не только имиджевых. Не стоит забывать о том, что в мире все взаимосвязано, и сегодняшняя неспокойная обстановка на юго-востоке Украины в будущем может оказать влияние не только на Европу, но и на весь мир, предупреждает Александр Михайлов:
"Мне кажется, что пройдет какое-то время, и сами страны НАТО будут рассматривать Украину как какую-то очень серьезную угрозу международному сообществу. Потому что многое из того, что сейчас там происходит, идет по закону цепной реакции. То есть цепная реакция ухудшения ситуации на Украине начинает расширяться. И в ближайшее время последствия этой реакции выйдут за границы Украины – в Европу".
Планируя свои контакты с НАТО, Киев совершенно забыл о том, как отреагировали страны альянса на обострение ситуации в Донбассе. И даже эта реакция вылилась в стремление наказать Москву за отстаивание собственной позиции и, заодно, получить формальный повод приблизить свои части вплотную к российской границе, резюмирует заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований Сергей Ермаков:
"Совет Россия-НАТО собирается с большим опозданием, когда кризис уже входит в активную фазу, на востоке Украины начинаются военные действия. И плюс – НАТО в лице своих ведущих чиновников Александра Вершбоу и генерала Филиппа Бредлоу обвиняет во всем Россию.
В итоге все призывы к НАТО о сотрудничестве обернулись для Украины появлением американских военных инструкторов на западе страны. Подальше от зоны так называемой АТО 300 американских спецов, многие из которых, кстати, имеют украинские корни, делятся с украинскими военными азами ведения боевых действий. Одно из отрабатываемых упражнений – выбивание дверей ногами.
Единственное, чем интересны украинские военные специалистам НАТО – это своей способностью устраивать провокации на юго-востоке Украины. Но и это – до поры до времени. А пока – глава украинского МИД Павел Климкин вынужден возлагать надежды на несколько трастовых фондов с НАТО, которые должны поддержать украинскую армию на плаву.