Автор Ася Гром
Власти в Киеве нашли наконец-то тот пункт Минских соглашений, которые они охотно готовы выполнить. Речь идет о восьмом пункте, который касается социальных выплат и восстановления работы банковской системы на востоке. Арсений Яценюк, правда, не раскрыл механизмов, как это будет сделано. Но само по себе решение наконец-то действовать в рамках Минских соглашений может внушать хоть какой-то оптимизм.
Пенсии и социальные выплаты не идут на восток Украины с ноября прошлого года. Решение это принял Порошенко. То, как будут выживать в этих условиях граждане собственной страны, гарант украинской конституции объяснять не стал. В середине апреля руководители финансовых ведомств ЛНР и ДНР озвучили общий долг Киева по выплатам. Эта сумма приближается к 75 млрд рублей, то есть Киев с лета должен 33 млрд гривен. Восток не рассчитывает на щедрость Киева, поэтому пытается как-то выплачивать жителям деньги сам: сегодня платежи идут за счет налогов и сборов от работающих предприятий. А Киев пока только и занят тем, что пытается использовать любую международную площадку для рассказов о гуманитарной катастрофе. Свидетелем одного из таких выступлений стал политический аналитик Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO Станислав Бышок:
"Мои личные впечатления. Я буквально на днях вернулся из Вены, где проходила сессия ОБСЕ.
Но европейцы, похоже, уже выработали свою линию поведения на подобные рассказы украинских властей. В ЕС прекрасно понимают, в какую сумму обойдется восстановление мирной жизни на Украине. Именно поэтому предпочитают играть роль участливого слушателя. Совсем иначе видит и реагирует на все происходящее Россия, подчеркивает заместитель директора Российского института стратегических исследований Михаил Смолин:
"Если бы европейцы больше внимания уделяли страданию людей на востоке Украины, тогда стоял бы вопрос: а почему европейцы не помогают этим людям? В определенной степени они не хотят замечать этих страданий и потому, чтобы этого вопроса не было поставлено. Потому что помощи от ЕС практически никакой тем людям, которые уже больше года находятся в состоянии войны. Там, по большому счету – гуманитарная катастрофа, которую помогает решать только российская сторона. Если бы Россия не посылала бы постоянные гуманитарные конвои, то ситуация там вообще бы могла выйти из-под контроля. Люди бы просто умирали от голода и холода".
Киев же постепенно перенимает европейский стиль поведения, добавляет эксперт:
"С точки зрения киевских властей, это вроде как (в кавычках) граждане Украины. Они обязаны выполнять те социальные обязательства, которые они выполняют перед остальными гражданами Украины. Но не выполняют. Самоустранение от гуманитарных и социальных проблем востока Украины говорит о том, что киевская власть практически уже отрезала Донбасс и Луганск от украинского государства и не хочет заниматься проблемами этих граждан".
А значит, граждане сами занимаются решением своих проблем. Например, в Луганске ежедневно выпекается 3 тонны так называемого "социального" хлеба. В магазинах он стоит 6 рублей (примерно 10 евроцентов). А в планах – увеличить эту цифру до 4 тонн. Откуда мука? Из России, вестимо.