Автор Ася Гром
5 мая 1945 года. 1414-й день войны. Голос Левитана перечисляет совсем незнаковые названия. Цизар, Лобург, Меккерн, Гоммерн, Рослау, Домштадтль и много других.
5 мая 1945 года завершается Братиславско-Брновская наступательная операция. Карты фиксируют: войска 2-го Украинского фронта продвинулись на 200 километров. Полностью освобождена Словакия. Разгромлены 9 дивизий противника. Для советских войск это означает важный плацдарм – теперь можно продвигаться в центральные районы Чехословакии, окружить группу армии "Центр", развить наступление на Прагу.
А в самой Праге 5 мая вспыхивает антифашистское восстание. Призыв выйти на баррикады прозвучал по радио:
"Призываем чешскую полицию, жандармерию и войска незамедлительно прибыть к зданию Чешского радио! Пражане, мы зовем вас в бой за город, за честь и свободу народа! Стройте баррикады! Будем сражаться! Союзные армии уже близко! Надо выстоять, остаются считанные часы. Вперед, в бой!".
Вот как вспоминает тот день пражанка Александра Прушова-Фленькова, чей отец и зачитал один из призывов:
"Всю войну мы жили в районе Смихов под Страговским стадионом. В пятницу 4 мая 1945 года вечером отец ушел – в субботу утром 5 мая позвонил нам по телефону с радио. Успокаивал нас и говорил, что иногда будет отзываться. Моя мама и я (тогда мне было 16 лет) вместе с соседями в течение всей субботы под дождем строили баррикады. В воскресенье мы не отрывались от радио и в напряжении слушали новости. Вдруг послышался голос моего отца: "Здесь Прага чешская. Кликаем на помощь летаки". Короче говоря, первый призыв о помощи был на русинском языке!!!".
Услышав призыв, чехи срывают немецкие надписи и знамена. Полиция открывает огонь по восставшим. Но это их не останавливает. Захвачены вокзалы, мосты, центры связи. Весь город в баррикадах. Гитлеровцы бросают на город войска группы армий "Центр". Силы неравны: в город входят германские танки. Командование Советской армии так и не получает от союзников планов по освобождению Праги, но пока еще ждет. Когда выясняется, что американцы дальше Пльзеня не пойдут, в Прагу направляются ударные силы. Вот что писал об этих дня Маршал Советского Союза Иван Конев:
"Мы, издалека прорываясь к Праге, чтобы спасти ее от фашистов, чувствовали это и стремительно двигались на помощь восставшим пражанам. Ведь по собственному опыту мы достаточно хорошо знали, на какие кровавые злодеяния способны фашисты всюду, где сила оказывается на их стороне. У нас была острая тревога за Прагу, острое желание как можно скорее прийти на помощь своим братьям, прежде чем фашисты, использовав преимущество в силах, успеют расправиться с ними. Это чувство было у нас всеобщим. К Праге стремились, и каждый из нас сделал все, что было в человеческих возможностях".
Но это освобождение будет только 9 мая, а 5 мая от немецкой оккупации освобождены Дания и Нидерланды. В Австрии союзники освобождают заключенных нацистского лагеря смерти Маутхаузен.