Автор Ася Гром
Победоносная война закончилась грандиозным скандалом. Предлог для агрессии в Ирак оказался надуманным, а сама агрессия разожгла в регионе до сих пор не утихающий пожар насилия.
Американский президент Буш и британский премьер Блэр приложили титанические усилия, чтобы убедить весь мир в том, что в Ираке есть оружие массового поражения. Даже попытка усомниться в этом рассматривалась как прямой удар по мировому благополучию. Ведь доблестные американские спецслужбы все нашли, а значит и доказательств не нужно.
За дело взялись мастера пропаганды: все западные СМИ с упоением описывали те ужасы, которые ждут мир, если сейчас же прямо не остановить Хусейна. Однако мало убедить своих сторонников, необходимо внушить определенные взгляды и противникам. Механизм такой работы создан давно и обкатывается регулярно, замечает руководитель департамента информационных войн в Лаборатории перспективных разработок Игорь Нежданов:
"Нужный регион они делят на несколько групп влияния, которые они между собой стравливают, если они не враждуют. И пытаются реализовать свои интересы. Точно так же поступают со СМИ в разных странах. Основные способы воздействия – от разовых провокационных вбросов до создания иллюзии поддержки того или иного события или лидера. Именно создание иллюзии. Ведь на самом деле поддержки нет, но из-за большого количества комментариев, из-за взаимодействия публикаций в самых цитируемых изданиях создается впечатление, что эта точка зрения самая продвинутая, самая правильная, самая поддерживаемая".
Сенсации в начале двухтысячных появлялись одна за другой. Широко обсуждается, как в будущем Ирак будет разрабатывать химическое, биологическое и ядерное оружие. Позже американцы признаются в голословности этих обвинений. В сентябре 2002 года выплывает история про алюминиевые трубы в количестве тысячи штук, которые Ирак якобы пытается купить, чтобы сделать обогащенный уран для бомб. Позже, на замечания о том, что все это, мягко говоря, маловероятно, Вашингтон скажет: нас вводили в заблуждение.
Была еще история про уран из Нигера, но тут совсем вышел конфуз: эксперты МАГАТЭ назвали документы по этой сделке подделкой. Однако "правильная" работа с журналистами в момент начала агрессии и в ходе всей операции позволила поддерживать образ врага. Внутри же Ирака работа велась сразу по нескольким направлениям, напоминает начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Артур Атаев:
"Американцы очень тщательно выверяют информационное оружие, которое они используют, и добиваются поставленной цели. Здесь им надо отдать должное. Продолжают нарушаться все нормы законодательства, как это было сделано в начале агрессии. Была взята за основу артикуляция так называемой разграничительной линии между ядром и брешью. Ядром считалась определенная часть иракского общества и руководства, брешью – другая".
Военное вторжение в Ирак началось в марте 2003 года. Уже через год в конгрессе США появится доклад, который доказывал: не было запасов биологического и химического оружия, ядерная программа Ирака была свернута в 1991 году. В том же году в стране уничтожили химическое оружие. Но самое главное: и Буш, и Блэр еще до начала операции об этом знали и вполне могли бы заявить, что никакой угрозы нет. Но желание повоевать пересилило.