Автор Мария Весновская
Эвакуация населения и промышленности в годы Великой Отечественной войны – уникальная в мировом масштабе операция. Никогда еще в истории не удавалось не просто переместить такое количество предприятий на новые места, но еще и в самые кратчайшие сроки наладить производство.
Вопрос возможной эвакуации московских и ленинградских предприятий рассматривался задолго до июня 1941 года. Но конкретных планов не существовало. Рассказывает специалист Российского военно-исторического общества Юрий Никифоров:
"Никаких планов до войны относительно эвакуации, заблаговременных планов не существовало. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что некоторая работа до войны велась. В начале 41-го года в Москве была создана комиссия под руководством председателя Моссовета Пронина, которая представила даже Сталину план о частичной эвакуации населения Москвы. Однако Сталин не утвердил эти планы и даже распустил эту комиссию. Когда началась Великая Отечественная, приходилось создавать заново организационные структуры, которые будут этим заниматься".
Перед этими структурами стояла не до конца понятная задача. Изначально предполагалось, что основная тяжесть эвакуации падет на железные дороги. Потом стало понятно, что перевозка людей – это только верхушка айсберга. Первой задачей стал вопрос: как без потери времени поднять миллионы людей с обжитых мест, заставить бросить все свое имущество, оставить обжитые дома. Следующая задача – помочь этим людям перенести тяжелую дорогу на восток. Говорит кандидат исторических наук Дмитрий Белов:
"Как правило, эвакуация населения сопровождалась созданием пунктов питания, с выдачей хлеба. Необходимо было организовать пункты подкормки скота на пути следования. Подлежали эвакуации детские дома. Пионерский лагерь Артек был эвакуирован в Сталинград. Особый был подход при эвакуации детей-сирот".
Трудно приходилось и тем, кто принимал эвакуированных. Надо было быстро разместить людей, обеспечить питанием. Не легче было и с оборудованием, которое надо было тоже куда-то ставить, замечает военный историк Александр Коршунов:
"Были трудности во время эвакуации, связанные с организацией движения железнодорожного транспорта, с переводом рабочей силы заводов. Станки, зачастую, ставили в поле, на специальный настил. Перебрасывали от ближайших систем энергоснабжения провода, вешали свет, и станки работали на открытом воздухе".
Фактически за полгода задача перемещения производства на новые места и налаживания выпуска продукции была выполнена. Понять, что это могли сделать изможденные полуголодные люди, трудно и сегодня, уверен Юрий Никифоров:
"На тысячи километров на восток переместилась целая индустриальная страна. По неполным данным, для этого потребовалось полтора миллиона вагонов. На Урале в результате эвакуации начали действовать к середине 42-го года 1200 только крупных предприятий, которые были перебазированы с Запада. В Западную Сибирь было передислоцировано 210 предприятий. И, в итоге, машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность этого региона увеличила выпуск продукции в семь с лишним раз, а к 43-му году – в 11 раз".
Итак, новыми местами прописки промышленных гигантов стали Урал и Западная Сибирь – районы, которые были недосягаемы для фашистов. Уже после войны здесь начнется то, что в современном мире называется "промышленный бум". Но зимой 1942 года так далеко никто не смотрел. Задача была одна: победить врага. Во что бы то ни стало.