Автор Ника Филимонова
В начале марта президент Украины Петр Порошенко подписал указ о начале конституционной реформы в стране. Одним из ее главных элементов должна стать децентрализация власти. При этом Порошенко особо подчеркнул, что намерен "сохранить целостность, соборность Украины". Никакого раскола не было и быть не может, отметил он. Но, несмотря на все эти заявления, политика Киева в отношении Донбасса сейчас явно не говорит о желании властей сохранить этот регион.
Децентрализация власти на Украине и наделение Донбасса более широкими полномочиями стала одним из главных достижений Минских соглашений от 12 февраля. Согласно пункту "11" подписанного документа, к концу этого года Луганская и Донецкая области должны получить особый статус, а на территориях пройти выборы в местные органы власти. Однако точный срок реализации соглашений не был установлен. Очевидно, в Киеве решили, что можно с исполнением повременить и вместо этого практически ввели экономическую блокаду Донбасса — перестали поставлять туда газ, выплачивать пенсии. Такая политика создает два возможных варианта событий, отмечает политолог Александр Коньков:
"Если Киев начнет выделять необходимые средства из бюджета для Донбасса и реализовывать свои социальные обязательства перед регионом, то юго-восток не будет отрезанным ломтем. Если же решат экономить на этих территориях под видом того, что там ведутся боевые действия, то, конечно, государство само, по сути, будет отрезать от себя территорию, перед которой не выполняет свои обязательства".
С одной стороны, Киев проводит жесткую политику в отношении собственных же жителей, но, с другой, и признавать отделение региона не хочет. Хотя уже сейчас очевидно, что ситуация в стране в корне изменилась. Так, согласно последнему опросу, большинство жителей самопровозглашенной Донецкой Народной Республики – 74% – "не представляют себе будущее в составе Украины, пусть даже федеративной". Еще 19% респондентов видят Донбасс "в качестве отдельного субъекта в составе федеративной Украины, с высоким уровнем политической и экономической самостоятельности". Об изменившихся настроениях украинцев догадываются и в Киеве, говорит руководитель департамента стран СНГ Института политических исследований Алексей Бычков:
"Безусловно, Киев понимает, что в прежнем составе Украину восстановить невозможно. Донбасс должен получить либо определенный федеративный статус в составе государства, либо автономию по примеру переходного этапа Косово и Сербии. Полный формат унитарного государства невозможен. Решить этот вопрос боевыми действиями, как считают в Киеве, невозможно. Минские соглашения власти рассматривают как передышку для сосредоточения сил и нанесения нового военного удара".
Если Киев вновь начнет военное наступление, это будет прямым нарушением сразу нескольких пунктов минских договоренностей. Между тем, властям надо как можно скорее наладить диалог с ополченцами, подчеркивает политолог Александр Коньков:
"Украине нужно, в первую очередь, сесть самой за стол переговоров — с привлечением всех заинтересованных лиц. Надо подумать, каким образом власти готовы восстанавливать социально-экономические связи и возможности для реализации собственных государственных обязательств на этой территории. Это суверенное право и обязанность государства, которое претендует на то, что в этом регионе проживает его население, в отношении которого нужно вести работу и обеспечивать условия для жизнедеятельности. Это дело самой Украины сейчас".
Но пока киевские власти не спешат с выполнением минских договоренностей и на контакт идти не готовы. В то время как ополченцы Донбасса полностью выполнили свои обязательства по отводу вооружений почти неделю назад. Под тщательным контролем ОБСЕ. И следующий ход за Киевом. Но сделает ли он его?