Автор Диана Горшечникова
Кровопролитное противостояние Киева и Донбасса доказало: военного решения конфликта на востоке Украины не существует. Единственным выходом, как показала практика, оказались Минские соглашения, которые позволили, в основном, прекратить боевые действия. Но это только начальная стадия стабилизации ситуации.
По итогам многочасовых переговоров в Минске 12 февраля, лидеры России, Германии, Франции и Украины согласовали новую версию соглашений по урегулированию конфликта в Донбассе. Новый документ существенно отличается от Минского протокола от 5 сентября 2014 года, который, фактически, не соблюдался с самого начала. Говорит профессор Московской школы экономики МГУ им. Ломоносова, доктор исторических наук Виктор Кувалдин:
"Конечно, февральские договоренности гораздо более точно прописаны, они более определенные. В частности, в таком важном пункте, как зоны отвода различных видов тяжелых вооружений. В февральских договоренностях включены сроки выполнения соответствующих пунктов. Ну, и за февральскими договоренностями стоит достаточно консолидированная воля "нормандской четверки". Еще одно важное отличие за эти прошедшие полгода заключается в опыте. Из этого опыта следует основной вывод — никакого военного решения на юго-востоке Украины нет. Поэтому нужно договариваться, искать компромиссы, выходить на какие-то согласованные решения".
Фактически Минск-2 стал "последней" надеждой на возможность мирного урегулирования конфликта. Но главное — Евросоюз продемонстрировал: у него есть свое видение урегулирования ситуации на Украине, которое отличается от навязываемой позиции Вашингтона. Говорит политолог Юрий Светов:
"В Минске-2 и Олланд, и Меркель фактически свою репутацию поставили, как говорят, на кон. То есть реализация соглашений уже затрагивает их личную репутацию и может повлиять на их последующую политическую судьбу. Поэтому они оказывают соответствующее давление на Порошенко. А американцы продолжают давить на Россию. Это и заявления Обамы о продлении санкций на год. И отправка 300 американских военнослужащих для переподготовки украинской армии. И разговоры о том, что американцы начнут поставлять летальное оружие на Украину. Тут суетятся два наших "заклятых" друга — сенатор Маккейн и экс-президент Грузии Саакашвили".
Роль наблюдателя за реализацией таких важных пунктов, как режим прекращения огня и отвод тяжелого вооружения, была возложена на мониторинговую миссию ОБСЕ. Однако, президент Украины уже неоднократно высказывался о необходимости введения миротворцев на территорию страны, продолжает Юрий Светов:
"Он говорит о миротворцах Европейского союза. Из ЕС большинство стран — члены НАТО. И понятно, что миротворцы Евросоюза — это отсутствие какого-либо влияния России на их поведение. Когда же будут миротворцы ООН, то мы, как постоянный член Совета безопасности с правом вето, можем влиять на то, чтобы это были объективные действия миротворцев. Опыт Югославии показывает, что не всегда миротворцы ведут себя одинаково по отношению к конфликтующим сторонам".
Как заявил постоянный представитель России при ОБСЕ Андрей Келин, введение на территорию Украины миротворцев ООН пока нецелесообразно. Между тем, очевидно, что пока киевские власти не начнут прямой диалог с представителями востока Украины, устойчивое перемирие в стране вряд ли будет установлено.