Автор Светлана Холоднова
Богатые люди в России издавна славились своими благими делами. Прокофий Акинфиевич Демидов открыл в Москве Нескучный сад, князь Дмитрий Михайлович Голицын учредил Голицынскую больницу. Граф Николай Петрович Шереметев был покровителем искусств, музыкантом. Кроме того, он построил в Москве лечебницу — Странноприимный дом, который со временем стал НИИ скорой помощи имени Склифосовского.
Дмитрий Голицын был дипломатом, он представлял интересы Екатерины II при дворе Габсбургов в Вене на протяжении 32 лет. Род Голицыных в средствах нужды не знал, но, несмотря на свои собственные богатства и статус, Голицыны не забывали о тех, у кого таких богатств не было, рассказывает историк, москвовед Михаил Федоров:
"Князья Голицыны были большими благотворителями. Для простых москвичей построили Голицынскую больницу — она используется и сейчас — это известная 1-я Градская больница. Она была построена на средства супруги князя Голицына — урожденной княжны Кантемир. На это их подвигла их жизненная позиция, их убеждения. Сами Голицыны, конечно, могли выписывать врачей из-за границы – из Вены, из Парижа, из Лондона. Но они для простых москвичей построили в Москве больницу по проекту Матвея Федоровича Казакова, которая до сих пор стоит на Ленинском проспекте, бывшей Калужской улице".
Прокофий Акинфиевич Демидов по наследству владел крупными горнопромышленными предприятиями, однако заниматься ими не стал. Меценат и благотворитель, большой поклонник садоводства, Демидов был известен в обществе своими чудачествами. Его сад, который впоследствии стал частью современного Нескучного, с самого начала своего существования скучным не был – так же, как и его владелец, отмечает краевед и экскурсовод Общества пеших прогулок "Москваход", исследователь купеческой и дворянской Москвы Ирина Левина:
"Это было такое увеселением его. Он получил очень хорошее образование и интересовался ботаникой. И в своем имении развел декоративный ботанический сад с редкими растениями. И пустил гулять туда, как тогда это называлось, всех желающих – "не подлого люда". Прилично одетые дамы, гуляющие по Нескучному саду, срывали его экзотические цветы. Демидову это очень не нравилось, и, как человек очень оригинальный, он придумал неординарный ход: вместо античных статуй он поставил живых голых мужчин, выкрашенных белой краской. Только дамы склонялись к цветам, мужчина начинал двигаться. Дамы пищали и визжали, но, таким образом, Демидов отучил их срывать его диковинные цветы".
Кроме этой забавы, ботанического сада, Демидов занимался и серьезной благотворительной работой. Он учредил Воспитательный дом и помогал средствами Московскому университету, отмечает Ирина Левина:
"Он финансировал Воспитательный дом, потратил на это более миллиона рублей, и финансировал Московский университет. И после него род Демидовых продолжал поддержку и финансирование университета. Огромная часть библиотеки была профинансирована Демидовым, лабораторные приборы. Воспитательный дом он финансировал потому, что у него тоже были незаконнорожденные дети, правда, он их потом усыновил. Но понимая, тяжесть воспитания расти и проживания "прижитых" детей, он очень поддержал это начинание Екатерины".
"Друг муз и мирных удовольствий", граф Николай Петрович Шереметев был не только покровителем художников, но и известным благотворителем. В день своего рождения, 28 июня 1792 года, граф заложил здание "каменной гошпитали" и богадельни "для призрения своих старых крестьян и дворовых людей, а также всякого неимущего и больного жителя Москвы". Теперь это — НИИ имени Склифосовского. Добрые дела Голицына, Демидова и Шереметева – это реальный вклад в благоденствие Москвы и всей России.