Автор Диана Горшечникова
В начале XIX века в России начала складываться торгово-промышленная элита. В этой среде с детства воспитывалось чувство долга – необходимость внести вклад в жизнь государства, и способствовать, таким образом, развитию России. Одним из способов реализации заработанных миллионов стала благотворительность.
Многие предприниматели того времени происходили из крестьянских семей, и начинали свой путь с мелкой торговли. Несмотря на постепенно накопленные капиталы, их главным отличием была высокая нравственная планка, а главным долгом они считали занятие благотворительностью, говорит старший научный сотрудник Мосбюро Музея Москвы Лариса Скрыпник:
"Московские предприниматели — это совершенно особая категория людей. Так исторически сложилось, что на свою деятельность они смотрели, как на некую миссию, а не просто, как на источник наживы. Считалось, что Бог дал им в пользование таланты, деньги и потребует отчета потом за это. Большинство этих крупных предпринимателей были старообрядцами, людьми глубоко религиозными, и отсюда такой высокий нравственный потенциал, который они несли с собой".
Именитое купечество, зарабатывая миллионы, передавало при жизни и завещало после смерти немалые средства на благотворительность. Династия Хлудовых, Рябушинских, Карзинкиных и многие другие сделали неоценимый вклад, продолжает Лариса Скрыпник:
"Если говорить о Хлудовых, то, конечно, это "дом призрения", были также построены палаты для неизлечимо больных женщин, дома бесплатных квартир, ремесленная школа, детская больница. Если говорить о Рябушинских — это тоже строительство всевозможных "домов призрения", богаделен, деньги на пособие бедным, деньги на содержание учебных заведений. Очень много вкладывалось денег на строительство всевозможных культурных учреждений. Так, например, Гаврила Солодовников, человек который был "притчей во языцех" в Москве, над которым все потешались за его чудачества. Он, например, сделал самый большой вклад на реконструкцию Московской консерватории".
Солодовников в жизни был скуповат. Когда купца спросили, кому он завещает свои миллионы, Гаврила Гаврилович отвечал: "Вот умру, Москва узнает, кто такой был Солодовников!".
И действительно белокаменная узнала, какой широкой души был этот человек. Он завещал 20 млн рублей на благотворительность. Фантастическая цифра! Нам, пережившим инфляции и девальвации, трудно оценить в нынешних деньгах сумму этого щедрого дара. А наследникам Солодовников оставил свое "дело" и менее миллиона рублей…
Одним из самых уважаемых в Москве было семейство Бахрушиных, которых именовали "профессиональными благотворителями", говорит краевед, член координационного совета "Архнадзора" Александр Фролов:
"Братья Бахрушины не делили свои капиталы довольно долго. Это было совместное управление общим большим капиталом, фабриками, и недвижимостью, которую они постоянно покупали. Но у них было заведено правило: каждый год по результатам финансового года значительную часть прибыли выделять на благотворительность. Вот так появилась и Бахрушинская больница, и приюты, и училища, и различные стипендии, которые предназначались для учащейся молодежи".
Есть примечательный факт. Существовало только две организации, которые пользовались доверием у купеческих благотворителей. Это — Московское купеческое общество и Московское общественное самоуправление. Оставляя деньги этим двум инстанциям, купцы знали, что средства не пропадут просто так, а действительно дойдут до людей, которым они предназначались.