Автор Ольга Соломатина
Рукотворная деятельность человечества может оставить не самый приглядный памятник нашего пребывания на Земле. С развитием высоких технологий в современном мире участились и техногенные катастрофы. Чернобыль, Фукусима — их последствия оказались страшнее голливудских фантастических фильмов о конце света. Остановить процесс загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами уже невозможно.
Не бывает безопасной ядерной энергетики. Колоссальные температуры, недружественные вещества и материалы, а также высокие энергии создают риски на любой ядерной станции. Любишь кататься – готовься к последствиям, говорит эксперт по радиационной безопасности Максим Шингаркин:
"Вопреки расхожему мнению, японская инженерная дисциплина оказалась основана на американских инструкциях сорокалетней давности. Реакторы, которые строятся из современных материалов, более эффективные. Намного было безопаснее ходить пешком, чем мчаться на автомобилях со скоростью 200 км в час. И, конечно, если существуют автомобили с высокой надежностью, в них, конечно, безопаснее".
Авария на Чернобыльской АЭС продемонстрировала всему миру, насколько могут быть опасными последствия таких катастроф. В 1986 году никто к этому не был готов, не знали что делать, защитных костюмов не было… Казалось бы, такие уроки не должны пройти даром, но, тем не менее, на "Фукусиме-1" в первые полгода тоже не знали, что делать. Да и до сих пор сомневаются. Сравнение двух катастроф приводит к выводам явно не в пользу японцев. Причин тому много, но главная – сложности с ликвидацией последствий. Японское сообщество самостоятельно с этой проблемой ничего сделать не может, считает специалист по ядерной физике и атомной энергетике Игорь Острецов:
"Все международное сообщество должно принимать в этом участие. И в первую очередь Соединенные Штаты, которые устроили это дело. Международное сообщество, тем не менее, молчит. Это было связано с дефицитом топлива. Альтернативная на будущее – это атомная энергетика, которая удовлетворяет требованиям МАГАТЭ: неограниченная ресурсная база, принципиальное отсутствие аварий, решение проблемы нераспространения и отсутствие радиоактивных отходов. Эти технологии имеют, в том числе, и военное применение, которое "обнуляют" Соединенные Штаты. Поэтому они запрещают работать на этой технологии. Хотя для них контракт мы сделали и эту технологию им в военном приложении передали".
Прямых уроков Чернобыля для Фукусимы нет. Характер течения аварий принципиально разный: чернобыльский реактор сгорел на 99%, испарился в атмосферу и был рассеян в стратосфере на мельчайшие частицы. Только небольшая часть ядерных материалов оказалась на площадке атомной станции. В случае с японской АЭС — реактор расплавился, и большая часть вредных веществ осталась на территории станции. Ситуацию осложняет именно отработанное ядерное топливо.
Японцы, конечно, могли бы учесть советский опыт ликвидации последствий. Тем более, что своих специалистов такого рода в стране нет. Неоднократно предпринимались попытки очищать зараженные воды от радионуклидов, пытались также заливать реактор, снимая тепло с теплоносителей. Но количество радиоактивных отходов только множилось. А очистные установки не работали эффективно больше, чем считанные недели. К сожалению, Япония отказалась финансировать международные исследования в этой области, также как и обсуждать программу грантов для инженеров, которые могли бы помочь в ликвидации последствий, в то время как масштабное загрязнение Тихого океана продолжается.