Автор Ольга Бугрова
"Счастлив, кто имеет мужество защищать то, что любит". Под этим девизом пять лет назад в Москве родилось новое общественное движение "Архнадзор" — добровольный помощник Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Сегодня "архитектурный надзор" осуществляют сотни москвичей. И далеко не только архитекторы. Это люди разных профессий и поколений, решившие стать градозащитниками. В "Архнадзоре" нет формального членства – достаточно заполнить "анкету желающего" и можно считать себя участником движения. Однако при всей этой простоте задачи организации добровольцев очень сложные, говорит один из основателей и идеологов "Архнадзора" Константин Михайлов:
"Цель была заявлена изначально, и мы продолжаем ее придерживаться – это всемерное содействие сохранению, изучению, выявлению новых памятников архитектуры, истории, сохранение исторических ландшафтов города Москвы с привлечением всех возможных общественных сил для этого. И всех возможных законных методов, начиная с копания в архивах, заканчивая судебным процессом".
"Архнадзор" можно сравнить с группой быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях. Он действует незамедлительно, если речь идет о возможной угрозе архитектурным памятникам. Во многом именно пикет "архнадзоровцев" в защиту Шуховской башни весной нынешнего года спас шедевр русского конструктивизма от перспективы быть разобранным и переехать в другой город.
"Она позволяет от общих слов о любви к городу и интересе к нему перейти к конкретным делам. Я думаю, это общая мотивация для всех участников движения. Я надеюсь, это стремление поможет сохранить любимый город".
"Архнадзор" — "глаза и уши" защитников городской архитектуры. Это только кажется, что в огромной Москве есть неприметные исторические уголки, в которых можно что-то сделать незаметно – возвести современную постройку на месте руин. Однако и руины, уверен Константин Михайлов, это еще не потерянные памятники, если есть желание их спасти.
Время идет, любое строение настигает старость, и портфель "архнадзоровцев" пополняют все новые, как они говорят, "горячие адреса". Сегодня их особенно много в Замоскворечье. Это, например, комплекс зданий промышленной архитектуры конца XIX века — фабрика Шлихтермана на Павелецкой набережной. Ей грозит поглощение новой застройкой. Та же опасность угрожает и дому на Садовнической улице, который имеет не только архитектурную, но и мемориальную ценность, так как связан с именем Сергея Есенина.
"Меняется тактический рисунок наших действий, меняются конкретные обстоятельства в городе. Безусловно, 2014 год отличается не только от 2009-2010, когда городом еще руководила администрация Лужкова, но и от переходных годов — 2011-2012. Мы в новой ситуации, но старый город как погибал, так и погибает".
И все же, пока существует неравнодушный "Архнадзор", есть надежда, что архитектурная жизнь старой Москвы продолжится. И не только в книжках по истории, а на городских улицах.