Автор Виталий Фотин
Правозащитная организация Amnesty international отмечает очередной день рождения. 15 октября 1961 года в Лондоне была основана организация, которая одной из первых стала привлекать внимание к нарушениям прав человека, и выступает за соблюдение международных стандартов. В ее задачи входит мобилизация общественности в целях оказания давления на лиц, нарушающих права человека.
За свою работу Amnesty international была удостоена Нобелевской премии мира, а также премии ООН в области прав человека. Сама организация утверждает, что она ведет независимую деятельность и не получает средства от каких-либо заинтересованных правительств, политических или экономических структур. При этом, несмотря на эти заявления, доподлинно известно, что Amnesty international постоянно получает гранты на свою деятельность от многих правительственных фондов и государственных структур. Таких, как Европейская комиссия, Министерство международного развития Великобритании, Государственный департамент США и других. Поэтому на практике выходит, что Amnesty international — организация ангажированная. Как утверждают политологи, за права человека в основном борются за деньги, а не за идею. Впрочем, есть и исключения.
Далеко ходить не надо — общественная организация Латвийский комитет по правам человека. Она была основана в 1992 году группой юристов и журналистов. Комитет занимается вопросами прав национальных меньшинств. За 22 года организация принимала участие практически во всех громких делах, в которых жители судились с прибалтийской республикой.
За это время написано более десятка книг и брошюр о положении дел с правами человека в стране. И, как отмечается в исследовании "Этнополитика в Латвии", большинство докладов о Латвии в европейских странах основано на материалах, предоставленных Латвийским комитетом по правам человека. Именно доклады этой организации множество раз вынуждали Европейский суд вставать на защиту прав жителей республики. По словам представителя Комитета по правам человека и депутата Европейского парламента Татьяны Жданок, у их группы работа всегда найдется:
"Это правозащитная организация. И защищаем мы права дискриминируемой общины Латвии. Латвия де-факто является двухобщинным государством. Это не плохо и не хорошо, это так получилось. Наши убеждения основаны на равных возможностях для всех – равноправии".
Ситуация с правами человека в Латвии, мягко говоря, не радует. Причем, не только самих жителей страны, но и правозащитные организации других европейских стран. Большинство политиков старается закрывать глаза на неравноправие, мол, сами разберутся как-нибудь. Неангажированные организации уже устали твердить о нарушениях. Британский правозащитник, профессор Лондонского университета Билл Боуринг считает странным, что Латвию, в которой есть граждане и неграждане, вообще взяли в Европейский союз, не ликвидировав огромную проблему неравенства:
"Самая главная проблема для меня – это факт, что Латвия стала членом Европейского союза до того, как эти проблемы были решены. До сих пор в стране большое количество людей, не имеющих гражданства. Люди, которые имеют паспорт негражданина. Это очень плохо".
В стране на данный момент почти 300 тысяч человек не имеют права голоса. Это русскоязычные жители основных латвийских городов. Большие трудности и у русского языка. Его стараются вытеснить из школ и детских садов. Теперь у властей появилась новая козырная карта – принятая в этом году преамбула к конституции страны. Там четко написано, что латвийское государство создано, чтобы гарантировать существование латышской нации. То есть, тем людям, которые латышами себя не считают или таковыми не являются, латвийское государство существования не гарантирует. Как отмечает член правления Латвийского комитета по правам человека Мирослав Митрофанов, все это происходит, в том числе, из-за нежелания Брюсселя заниматься латвийскими проблемами:
"Чтобы сейчас не происходило в Латвийской Республике, они считают, что это внутреннее дело Латвийской Республики. То есть отношение к негражданам, к русскому языку, к русскому национальному меньшинству –это нельзя критиковать, потому что Латвия — супердемократическая страна, такая же, как и все страны Европейского союза. Это очень негативные изменения. И сейчас мы находимся на пороге перемен, которые могут нанести удар по правам человека в Латвии. Преамбула содержит преференции преимущества этнических латышей".
Как отмечают эксперты, преамбула к конституции Латвии преследует цели, которые ставились перед государством с момента восстановления независимости Латвийской Республики. О них говорили, но не очень громко, немного стесняясь. Теперь об этом заявили во всеуслышание, закрепив законодательно. Задача государства – гарантировать существование и развитие латышской нации, ее языка и культуры. Об этом в открытую тоже не говорится, но главную опасность для латышского языка представляет русский язык и русскоязычные жители страны. Поэтому, отбросив красивые обороты, можно сделать вывод – борьба с русскоязычными конституционно закреплена.
Таким образом, государство нанесло очередной удар правозащитным организациям страны. Когда говорится о сохранении одной нации в многонациональной стране – это скорее о правах большинства или о праве сильного. Но никак не о правах человека.