Автор Илья Харламов
Насильственную выдачу СССР казаков в Австрии англичанами и американцами называют великим предательством Запада. Договоренность о репатриации была достигнута на Ялтинской конференции по послевоенному устройству мира и касалась всех перемещенных лиц, которые на 1939 год были гражданами Советского Союза. Союзники с лихвой перевыполнили свои обязательства, выдав и часть эмигрантов первой волны, которые не были советскими гражданами. Многих из них на родине ждала незавидная судьба.
Так уж получилось, что многие казаки во время Второй мировой войны воевали на стороне Германии. Причиной их выбора стала политика геноцида казачьего народа, которую проводили большевики еще со времен гражданской войны. За два с половиной десятилетия родину покинули десятки тысяч казаков. Речь здесь идет, конечно, об объяснении, а не о моральном оправдании этой позиции. В результате побед, которые одерживали Советский Союз и его союзники по антигитлеровской коалиции в мае 1945 года, руководство казаков объявило приказ о перемещении на территорию Австрии для капитуляции англичанам около 40 тысяч человек. Операцией командовали несколько генералов, в том числе Петр Краснов. Через две недели англичане, пришедшие в Австрию, приняли капитуляцию. Затем, под видом вызова на одно из мероприятий, англичане изолировали от основной массы и выдали органам НКВД первую партию казаков – около полутора тысяч офицеров и генералов.
Историк Александр Музафаров отметил, что под предлогом ялтинского соглашения советские власти стремились вернуть в страну не только перемещенных лиц, но и эмигрантов первой волны:
"Формально эти люди не подпадали под юрисдикцию Ялтинского соглашения, поскольку не являлись гражданами СССР и не имели советского гражданства, часто имели гражданство уже других стран. Частным случаем этого процесса стала выдача казаков.
Тем не менее, союзники приняли участие в их насильственной депортации. Англичане и американцы не хотели ссориться с Советами, которые обещали помощь в войне с Японией. Заложниками этой политической ситуации стали тысячи российских казаков из числа эмигрантов. Историк, проректор РГГУ Александр Безбородов считает, что к 1945 году отношения Москвы с Лондоном и Вашингтоном достигли апогея:
"Это были боевые отношения с элементами доверительности. Поэтому тот факт, что Сталин всегда добивался выдачи людей, воевавших на территории Советского Союза и не только на территории Советского Союза, против Красной армии, и являвшихся в свое время гражданами СССР, очень твердо. Это понимали союзники. Сталин и его окружение всегда настаивали на том, чтобы эти люди были выданы и рассматривались предателями, изменниками, коллаборационистами, как говорили на Западе.
Выдача казаков продолжалась до середины июня 1945 года. Не менее тысячи человек погибли во время только одной операции британских войск 1 июня. Разворачивались жуткие сцены: казаки прыгали с высокого моста, разделявшего зоны ответственности СССР и союзников в Австрии, разбивались насмерть. Лишь бы не попасть в гости к Сталину…
Таким стало их возвращение на родину. Что же касается Лондона, то поступил он с точки зрения политики и своих интересов вроде бы правильно. Вот только доверия и морального авторитета ему это не добавило.