Автор Мария Балябина
На исходе Первой мировой войны, в 1918 году Россия заключила сепаратный мир с Германией. Она потеряла земли и часть производства, но получила возможность закончить для себя войну и заняться собственными проблемами, которых после революции было немало. О том, был ли это позор или необходимость, историки спорят до сих пор.
Большевики, придя к власти после временного правительства, сразу заявили о своем стремлении к миру. В соответствующем декрете, который приняли в 1917 году, новые власти предлагали "всем воюющим народам и их правительствам немедленно начать переговоры о справедливом демократическом мире". Тогда шла Первая мировая война, и этот призыв был как никогда актуален. Россия пыталась перевести этот конфликт в политическую плоскость и призывала союзников и противников сесть за стол переговоров. Но Антанта отказалась. Договариваться пришлось только с Германией и Австро-Венгрией. Россия была вынуждена заключить тяжелый для нее сепаратный мир с Германией, чтобы выйти из войны, рассказывает историк Дмитрий Суржик:
"Условия действительно были для России очень тяжелыми. От России отторгалась вся Прибалтика, половина Украины, Белоруссии. Страна теряла 26% населения и 26% железнодорожных путей, около 1/3 фабрично-заводского производства, более 2/3 добычи железной руды и угля. Но, как планировали большевики, этот мир позволит получить передышку на внешнем фронте, чтобы заняться внутренними вопросами. Получившие от временного правительства армию без дисциплины, более того, сами ставшие катализатором революции на окраинах Российской империи, большевики и так утрачивали контроль над целыми регионами".
Многие историки сходятся во мнении, что это было единственно возможным для советской власти решением. Ситуация на фронтах в 1918 году была тяжелой, моральный дух армии тоже оставлял желать лучшего, удерживать противника становилось все сложнее.
Заключая в Брест-Литовске мир, Россия получила возможность сосредоточиться на внутренних проблемах, а большевики смогли остаться у власти. Но сделать это удалось большой ценой – Германия получала территории Российской империи и ликвидировала опасного противника. Поэтому Брест-Литовский договор получили недобрую славу – как в самой России, так и среди бывших союзников, рассказывает историк Андрей Малов:
"Западные союзники – Антанта – посчитали Россию предателем. Если раньше они относились к большевикам с интересом – мало ли что получится, конечно, риторика у них странная, но люди, с политикой знакомые, понимают, что одно дело риторика, а другое – реальные действия правительства. Свои части, которые были направлены против России, немцы могли перебросить на свой западный фронт, что они и сделали. Что касается России, то Брестский мир чаще всего называли, даже было слово, которое прочно прикрепилось к нему – "похабный" Брестский мир. Даже крестьянам, которые воспринимали это очень просто: у меня свата-брата убили немцы, а мы теперь с ними братаемся, что ж такое – приходилось объяснять, что это вынужденная мера".
Владимиру Ленину приходилось объяснять необходимость этого мирного договора и своим соратникам. Для этого были созданы "Тезисы по вопросу о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира". Впрочем, они не убедили правительство: наибольшую поддержку нашли левые, которые выступали против такого невыгодного мира и отвергали любые уступки империалистам. Ленина упрекали в трусости и предательстве немецкого пролетариата. Но сам он был уверен в том, что уже совсем скоро Запад тоже захлестнут революции, и тогда договор можно будет денонсировать.
Но победы коммунизма ждать не стали — договор аннулировали уже осенью 1918 года, после победы союзников. Правда, до конца ликвидировать его последствия удалось не скоро, говорит Андрей Малов:
"Последствия топографические – уже просто не приходилось говорить, чтобы вернуть всю территорию. Окончательно территорию, которую потеряла Россия по Брестскому миру, по сути, вернул только Сталин в конце 30-х – начале 40-х: это Бессарабия, часть территории Украины. Получается, что денонсация была хорошим шагом, но все плохое и отрицательное, что принес Брестский мир, полностью нивелировать не получилось".
Главную свою задачу Брест-Литовский мир выполнил – Россия смогла закончить для себя Первую мировую войну, сохранить немало жизней и заняться восстановлением страны. И теперь историки все чаще говорят о том, что другого выхода из этой войны просто не было.