Автор Мария Балябина
В начале 90-х годов прошлого века большую многонациональную страну Югославию сотрясали гражданские войны. Первой провозгласила независимость Словения — это был самый скоротечный конфликт, противостояние длилось всего 10 дней. Тогда же борьбу за отделение от Югославии начала Хорватия, но эта война, которую там называют Отечественной, продлилась четыре года. А самым тяжелым стал боснийский конфликт. Но страсти до сих пор, даже спустя десятки лет, не улеглись: нерешенным остается косовский вопрос.
Такие же противоречия и противоположные взгляды на общую историю проявились и в ходе внутреннего кровавого конфликта. В начале 90-х годов Югославию охватили гражданские войны. Самым напряженным стал боснийский конфликт, который затянулся на несколько лет. Война разгорелась после референдума о независимости, который прошел в 1992 году. После того как боснийский, хорватский и сербский конфликты были урегулированы, обострилась ситуация на юге Сербии. Косово в одностороннем порядке объявило о независимости, позже албанцы оружием добыли себе автономию и в Македонии.
"Одна идеология — это идеология сербского национализма, который подразумевал сербов как государствообразующий народ. С другой стороны — растущий хорватский национализм, который базировался на средневековых традициях: хотя у хорватов исторически не было национального государства, какие-то формы самоуправления были. Поэтому произошло столкновение сербов как сторонников великодержавной государственной концепции и хорватов, которые сделали ставку на этнический национализм".
В то же время, одну из сторон этих войн всегда поддерживал Запад, не давая конфликтам сойти на нет. В сербо-хорватском конфликте Евросоюз сразу занял сторону Хорватии. ЕС ускорил и признание отделившейся Словении. США заняли активную антисербскую позицию и поддержали независимость Косова, несмотря на то, что это нарушало принципы международного права. Более того, НАТО вмешивалась в конфликт не только на политическом уровне. В 1995 году авиация стран альянса провела операцию "Обдуманная сила", разбомбив позиции боснийских сербов. А в конце 90-х силы НАТО под предлогом гуманитарной интервенции вошли в Сербию, обвинив местные власти в этнических чистках. Тогда под удар попал Белград и другие населенные пункты.
"Если бы международные организации повели себя иначе, не заняли сразу антисербскую позицию, попытались действительно урегулировать конфликт, то в этом случае они могли бы сделать это в течение одного дня. Собралась бы международная конференция в 1990-1991 году и сказала: ребята, договаривайтесь, и только тогда мы разрешим распад Югославии. Международные организации сделали по-другому. Они сразу признали распад государства и только потом окунулись в тот хаос, который возник".
Отголоски этой войны слышны до сих пор. Продолжается разминирование городов, которые попали под бомбардировки НАТО. К сегодняшнему дню на территории Сербии обезврежено уже больше 12 тысяч взрывоопасных объектов.
Впрочем, сейчас, несмотря на то, что еще остается ряд нерешенных вопросов, эти конфликты практически полностью перешли в политическую плоскость, межэтнической или религиозной вражды между народами почти не осталось, считает балкановед Мария Марьянович:
Для решения этого конфликта его необходимо перевести в правовое поле. В частности, в отношении косовского вопроса. И сейчас уже наметилось движение в этом направлении. Суд, который займется расследованием преступлений с 1998 года, может появиться уже в следующем году. Специальная комиссия собирается подать иск против некоторых представителей "Освободительной армии Косово" в связи с послевоенными преступлениями, среди которых и этнические чистки.