Автор Светлана Калмыкова
Арктика из территории сотрудничества превращается в зону соперничества. Этим регионом интересуются все больше стран. Свои планы на этот регион уже строят Сингапур, Китай, Япония, Южная Корея. И их интерес не праздный. Северный морской путь и богатый природными ресурсами арктический шельф сулят в будущем немалые экономические выгоды.
Борьба за Арктику уже началась, говорит президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, член Совета полярников России Игорь Шпектор:
Но Арктика манит не только своими богатыми недрами. Северный морской путь в ближайшие годы станет важнейшим транспортным коридором. Его развитие значительно сокращает путь между Европой и Азией. Так, например, дорога из Роттердама в Иокогаму через Суэцкий канал составляет более 11 тысяч миль. А Северным морским путем — около 7 тысяч миль. Это существенно дешевле и быстрее. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, чьи экономики развиваются стремительными темпами, не собираются упускать такую возможность, говорит генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев:
Неарктические государства официально не ставят под сомнение юрисдикцию прибрежных арктических государств. Однако они пытаются найти способы изменить существующее положение дел. Потенциальной угрозы вооруженного конфликта в Арктике нет, пока в дело идут различные способы давления, считает Сергей Гриняев:
Запрет Евросоюза и США поставлять в Россию высокотехнологичное оборудование для разработки глубоководного шельфа — один из примеров битвы за Арктику. Эксперты говорят — это только начало.